Отделение курдов от Ирака - очень опасная игра, и ситуация может выйти из-под контроля. Вслед за Ближним Востоком могут пойти другие части мира, в том числе Латинская Америка и Кавказ.
Когда говорят, что курды в Ираке получат государственную независимость, обычно допускают две большие неточности. Первая неточность — курдов не существует, вторая неточность Иракский Курдистан давно является фактически независимым.
Предстоящие события в Иракском Курдистане являются историческим моментом. Проведение референдума коренным образом изменит расстановку сил на всем большом Ближнем Востоке, включая Кавказ, и во всей мировой политике.
Что означает, что нет никаких курдов. Нет единого курдского этноса. Курды – это общность, такая же, как тюрки. Даже курды между собой больше разобщены, нежели тюрки. Современные нации возникли в 20-м веке, пройдя этап индустриализации. Курды же не прошли эту стадию развития, остались на уровне феодализма. Поэтому с точки зрения науки их сложно отнести к формулировке нация.
Курды – это скорее всего конгломерат субэтносов. По официальным данным курдов в мире насчитывается 25 млн. Согласно отчетам курдских активистов, эта цифра составляет 45 млн., что я считаю более достоверным. Кроме того, курды разделены по религиозной принадлежности – езиды, мусульмане, сунниты и шииты, алявиты (они тоже определяются как отдельная религия). Курды представлены всеми разновидностями этих конфессий. Самый главный противник Раджапа Эрдогана Фетуллах Гюлен тоже курд.
В 90-е годы в Турции и на Ближнем Востоке действовало одно из жестоких движений – турецкий Хезболла, которое тоже состояло из курдов. Курды также принадлежат к разным политическим движениям. Они занимали и занимают очень высокие посты в руководстве Турецкой Республики. ПКК – это причудливая смесь марксизма и восточного феодализма.
Говорить о едином курдском языке тоже сложно. Только в Турции распространены два диалекта курдского языка – это сорани и курдманджи. Курды как общность в составе империй не выступали в единстве. Это свойственно славянам 19-м века, тем же тюркам, которые, достигнув определенного уровня социальной ступени, принимали язык империи и ассимилировались.
Известный в мире курд — это Салахаддин, мусульманский завоеватель, разбивший крестоносцев. В большей части его армия состояла из курдов. Определенная часть арабов, проживающих в Израиле, являются потомками курдов. В Израиле сейчас наблюдается возрождение курдства. Арабы, которые раньше были ассимилированы, восстанавливают свои этнические корни. В форумах арабы вспоминают свои курдские корни. Этот процесс идентификация себя курдами идет во всех частях мира.
Курды воевали очень много и с арабами, и с турками, и между собой.
После свержения Саддама Хусейна на севере Ирака существует Иракская Курдская Автономия – со своим парламентом, бюджетом, своими структурами безопасности. Иракской армии даже запрещено входить на территорию Иракского Курдистана.
Могу привести высказанное мне мнение одного американского бизнесмена, работавший в регионе: “курды давно получили бы независимость, если бы не фантастическая жадность курдских торговых кланов”. Иракский Курдистан и территории Турции, населенные курдами, – эта некая серая зона, где процветает контрабанда. Соответственно очень многим силам экономически выгодна такая ситуация. Теперь элиты иракских курдов пришли к выводу, что нельзя больше откладывать провозглашение политической независимости.
Возможно, за этим стоит Турция, потому что между курдами существуют очень большие различия и напряженные отношения. Если сторонники Оджалана выступают против Турции, то иракские курды выступают союзниками Анкары. На территории Иракского Курдистана находятся турецкие войска.
Турецким властям было бы выгодно провозглашение курдского государства на территории Ирака. Если уж этого нельзя избежать, если курды в 21-м веке выходят на политическую арену как современная нация, то Анкаре было бы выгодно, чтобы это свершили курды, лояльные к Турции.
Хочу отметить, что я не совсем уверен, что референдум в Иракском Курдистане действительно приведет к немедленному провозглашению независимости. Так как будет стоять вопрос, относительно территорий, которые будут принадлежать Курдистану.
Часть районов, которые курды считают своими, были отняты у них во времена Саддама Хусейна. Это самые нефтеносные районы. Часть этих территорий были заняты военными силами Иракского Курдистана во время войны с ИГИЛ, но Багдад не признает их за курдами. Курдам было бы важно сохранить за собой Киркук.
Иран недавно заявил, что если М.Барзани откажется от референдума, то Иран использует все свои возможности, чтобы эти территории были включены в состав Иракского Курдистана.
С точки зрения политики, для Барзани было бы очень выгодно взамен на отказ от провозглашения независимости получить в свой состав богатый нефтью Киркук. Этот вариант тоже нельзя исключать.
Израиль – единственная страна, которая официально поддержала референдум независимости иракских курдов. Израиль еще в 60-х годах поддерживал борьбу курдов против Ирака, поставляя им оружие. В настоящее время Израиль контролирует значительную часть экономики Иракского Курдистана, бизнес, банковскую систему. Иракский Курдистан является одним из главных поставщиков нефти в Израиль. Но для реализации этих интересов независимость Иракского Курдистана необязательна.
Но ни одна другая страна не поддержала проведение референдума, что подвергает его реализацию под сомнение. Если все-таки референдум состоится, то он будет иметь значение для всего мира. Это не только потому, что и другие курдские анклавы тоже объявят свою независимость, думаю, что это не произойдет.
Независимость Иракского Курдистана будет означать, что границы, сформированные на Ближнем Востоке, в том числе и на Кавказе после первой мировой войны неустойчивы. События в Сирии и Ираке являются тому примером. Мы все еще живем на территориях, начерченных политиками и дипломатами в начале 20-го века. Имеющиеся на Ближнем Востоке тиранические режимы тоже исходят от этого разделения границ, которые не соответствуют ни этническим, ни историческим, форматам, которые никто не желает изменить. Только тиранией можно сохранить государственность в этих границах.
Как-то я говорил с одним влиятельным американским дипломатом, который сказал следующее, что рано или поздно Ирак разделится на курдскую, суннитскую и шиитскую части. Известно, что границы Ближнего Востока неестественны. Если курды дадут такой повод, то США, возможно, возьмутся за кроение региона на более естественные части, чтобы они соответствовали этнической карте. Но это очень опасная игра и ситуация может выйти из-под контроля. Вслед за Ближним Востоком могут пойти другие части мира, в том числе Латинская Америка, Кавказ.