В Нижнем Новгороде (Россия) у здания ГУ МВД сгорела российская оппозиционная журналистка Ирина Славина. Перед гибелью она жаловалась на преследование со стороны властей.
Ирина Славина оставила в фейсбуке запись «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию» и подожгла себя у здания регионального МВД. Её пытались потушить прохожие и сотрудники МВД. По словам очевидцев, пламя вспыхнуло очень быстро и спасти женщину не смогли.
Как стало известно, погибшая – это главред нижегородского интернет-издания «Коza.Press» Ирина Славина.
СМИ сообщали о прошедших накануне смерти Славиной у нее дома обысках. Сама журналистка отметила, что ее проверяли относительно связей с оппозиционной Кремлю организацией «Открытая Россия» Михаила Ходорковского. У Славиной изъяли телефоны, ноутбуки и записные книжки. «Я осталась без средств производства», – подчеркнула журналистка.
«Сегодня в 6:00 в мою квартиру с бензорезом и фомкой вошли 12 человек: сотрудники СКР, полиции, СОБР, понятые. Дверь открыл муж. Я одевалась уже под присмотром незнакомой мне дамы. Проводили обыск. Адвокату позвонить не дали. Искали брошюры, листовки, счета «Открытой России», возможно, икону с ликом Михаила Ходорковского. Ничего этого у меня нет. Но забрали, что нашли — все флешки, мой ноутбук, ноутбук дочери, компьютер, телефоны — не только мой, но и мужа, — кучу блокнотов, на которых я черкала во время пресс-конференций. Я осталась без средств производства”, – написала Славина.
Карьеру журналиста Славина начала в 2003 году, устроившись на работу в главную региональную газету «Нижегородская правда». Весной 2015-го Славина, в третий раз оставшись без работы (потому что «слишком далеко совала свой нос», как она четыре года спустя описывала этоь период своей жизни в интервью), основала интернет-издание Koza.Press.
«Я никогда не мечтала о собственном СМИ. Эта идея родилась спонтанно. Думаю, увольнения мне было не избежать — не сегодня, так завтра. Есть вещи, к которым я нетерпима. Ни для кого не секрет, что в Нижегородской области цензура тотальная», — рассказывала она тогда в интервью. Проект существует за счет пожертвований. Славина работала в нем одна: была «и за корреспондента, и за выпускающего редактора, и за оператора». Писала о преследовании оппозиции, преступлениях сотрудников силовых структур, о незаконных закупках и коррупции.
«„Коза“ имела для Ирины большое значение, это было дело ее жизни. Она в новостях поднимала многие острые темы: по коррупции, экологии, — о которых другие не писали. И ее сообщения иногда были поводами для прокурорских проверок», — рассказывает «Медузе» знакомый Славиной, журналист нижегородского «Коммерсанта» Роман Кряжев.
Только в 2019 и 2020 годах Славину несколько раз привлекали к административной ответственности за ее политическую позицию и журналистскую деятельность, — например, оштрафовали на 20 тысяч рублей за выход на марш памяти Бориса Немцова в Нижнем Новгороде, на пять тысяч рублей — за посты в фейсбуке о форуме «Свободные люди», пишет Meduza. Кроме того известно, что в 2019 году Славину оштрафовали на 70 тысяч рублей за “неуважение к власти”, а в этом году на нее также подали в суд. Славиной грозил штраф в 500 тысяч рублей.
Днем к зданию МВД, где умерла Ирина Славина, приехали ее муж и дочь. Позже жители Нижнего Новгорода организовали там стихийный мемориал — к черно-белому портрету журналистки они несут свечи и цветы.