Если верить российским федеральным СМИ, то кризис в Украине свирепствует страшный и лютый.
Как мифический «правосек» в беззащитной русской деревне. Газа у нас нет и не будет, есть нечего, деньги кончаются. Вот доедим к декабрю русскоязычных младенцев и на коленях поползем проситься в Таможенный союз. Где ждет нас, подлых и ничтожных младших братьев, процветание и счастье.
Действительно, война и оккупация Крыма с Донбассом не пошли на пользу украинской экономике. И гривна чувствует себя не слишком хорошо, предприятия на востоке остановлены, боевые действия ежедневно требуют денег, денег и еще раз денег. Не готовились мы к этой войне, вот и платим тройную цену. А Россия как раз готовилась. И запасы там, как нам подсказывают мрачные лица с телеэкранов, очень внушительные. Да и война все-таки не на их территории. Но ведь для определения перспективы нужно использовать не точку, а вектор. То есть не только оценивать положение дел, но и на тенденции внимание обратить. Вот тут очень интересная картина получается.
Золотовалютные резервы (ЗВР) Украины в сентябре по сравнению с августом увеличились на 1,7% или на 271,9 млн долларов. В частности, ЗВР по итогам сентября 2014 г. составили 16,2 млрд долларов против 15,928 млрд в августе. При этом резервы в иностранной валюте увеличились с 14,260 млрд до 14,631 млрд долларов, специальные права заимствования уменьшились с 1,68 млн до 1,11 млн долларов, в золоте — сократились с 1,667 млрд до 1,569 млрд долларов. Резервная позиция в Международном валютном фонде сохранилась на 0,03 млн долларов. То есть, даже в этой жесточайшей ситуации мы что-то откладываем. Есть маленький, но рост. Вопреки всем усилиям обезумевшего соседа.
Зато в процветающей и богатой России Центральный банк потратил за один день 3 октября 38,95 млрд рублей ($980,7 млн) на валютные интервенции для поддержки курса рубля. Это не позволяет исправить ситуацию в принципе, но откладывает неизбежный обвал. Рубль ежедневно пробивает психологические барьеры и стоит все дешевле. А резервов у РФ, в отличие от Украины, все меньше. До возобновления валютных интервенций в конце прошлой недели Россия потратила $40 млрд на валютном рынке в этом году в течение мая. И все равно рубль потерял 14% от своей стоимости по отношению к доллару в течение последних трех месяцев.
Войны в наше время начинаются и заканчиваются на бирже. Раньше было проще – схватили два дикаря дубины и победит самый здоровый. Теперь не так. Проигрывает не тот, у кого оказалось меньше патронов то есть короче дубина, а тот у кого не хватает денег. Чудес не бывает, война сегодня – процесс экономический. У России деньги пока есть. Но их уже не хватает на поддержку госпрограмм, а нефть все дешевеет. У Украины денег вроде меньше, но это компенсируется наличием богатых друзей и союзников.
Тенденции, о которых написано выше – лучший прогноз на результат войны. Россия будет разорена. Чем позже остановится, тем больше будет убытков. А Украина выстоит и после войны рост экономики ждет ускорение. Потому что тенденция сохранится, а сдерживающий фактор исчезнет. Колосс скоро рухнет сам – тонкие ножки уже не в состоянии удержать разбухшее чрево. Надо только немного подождать. Ну или чуточку подтолкнуть. Почем у нас нынче баррель?
Кирилл САЗОНОВ