Минфин России в четверг объявил о начале новой фазы скупки валюты на дополнительные доходы федерального бюджета.
С 15 января по 6 февраля для интервенций на Московской бирже правительство выделит 257,1 млрд рублей – такую сумму государство получит в виде внеплановых поступлений от цен на нефть выше 40 долларов за баррель.
Сумма, брошенная на приобретение долларов, станет рекордной за все время операций, которые стартовали в феврале прошлого года под аккомпанемент жалоб Минсельхоза и МЭР на переукрепление рубля.
По сравнению с декабрем объем валютных интервенций вырастет на 25%, по сравнению с ноябрем – в 2,1 раза, а октябрьский показатель будет превышен почти впятеро. Ежедневно на бирже федеральное казначейство будет приобретать 265 млн долларов в день, а за весь период накопит порядка 4,5 млрд, подсчитали аналитики Cбербанк CIB.
Если цены на нефть останутся выше 60 долларов за баррель, то за 12 месяцев в валюту будет вложено 2,8 триллиона рублей – в 3,5 раза больше, чем в прошлом году (829 млрд рублей), сообщил 26 декабря глава Минфина Антон Силуанов.
В доллары будет вложено 18% доходов федерального бюджета (15,26 трлн рублей), или каждый шестой собранный с налогоплательщиков рубль.
Сумма, выделенная на скупку валюты, практически сравняется с расходами бюджета на национальную оборону (2,9 трлн рублей в 2017 году), на 25% превысит то, что государство потратит на поддержку национальной экономики (2,2 трлн рублей), и в почти в 6 раз – годовые расходы на образование (626 млрд рублей).
При курсе доллара около 60 рублей Минфин сможет скупить около 45 млрд долларов – де-факто всю свободную валюту на рынке, следует из прогноза ЦБ РФ.
Так, по оценке регулятора, в сценарии с дорогой нефтью (60-70 долларов за бочку), российская экономика за год заработает на экспорте 366 млрд долларов. Из них 243 млрд уйдет на оплату импорта товаров, 29 млрд (нетто) – на импорт услуг, 49 млрд покинет страну по балансу первичных и вторичных расходов.
Остается ровно 45 млрд долларов – в такую сумму ЦБ оценивает профицит текущего счета платежного баланса, который в результате покупок Минфин полностью будет изъят государством.
Операции правительства “должны помочь сдержать укрепление рубля”, объясняют аналитики Сбербанк CIB Том Левинскон и Юрий Попов.
Эффект виден уже сейчас, отмечает начальник аналитического отдела банка “Зенит” Владимир Евстифеев. C начала октября нефть Brent подрожала на 25%, или 13 долларов, а рубль смог укрепиться к доллару всего на 90 копеек, или около 1,5%.
На 14.38 мск четверга Brent продают по 69,45 доллара за бочку. Это дороже, чем в мае 2015-го, когда доллар опускался ниже 50 рублей.
Слабый рубль помогает увеличить доходы федерального бюджета и сократить займы на рынке, объясняет ЦБ в декабрьском Докладе о денежно-кредитной политике. “Рост фактического курса доллара США на 1 рубль относительно прогнозного уровня позволит сократить размещения ОФЗ на 80-85 млрд рублей”, – говорится в документе.
Ситуация во многом парадоксальная: Минфин одной рукой тратит ФНБ (в 2018 году запланированы расходы на 0,8 трлн), а другой скупает валюту, чтобы его полнить. Разница, однако, заключается в том, что продажа валюты из фонда происходит за счет эмиссии рублей центробанком – Минфин списывает средства в нужном объеме, а ЦБ допечатывает деньги и передает их ведомству обратно, объясняет старший аналитик “Альпари” Анна Бодрова.
“Это очень похоже на обычное денежное стимулирование” экономики, говорит она.
Зимой эффект от интервенций Минфина будет сдержанным: в январе профицит текущего счета составит 20 млрд долларов, прогнозирует Райффайзенбанк, но во второй половине года при стабильной нефти доллар может подорожать до 65 рублей.
“Слишком крепкий рубль уже никому в реальности не нужен, и на бирже это тоже понимают”, – резюмирует Бодрова.