Владимир Путин знает, как заставить своих врагов постоянно гадать и испытывать постоянный страх. Смогут ли западные лидеры в этом разобраться?
Россия начинает крупнейшие военные учения в непосредственной близости от Европы. Сколько именно военнослужащих примет в них участие? Что они будут отрабатывать? Похоже, никто не знает наверняка — кроме самих россиян, а они посылают противоречивые сигналы. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Washington Post.
У Запада есть все основания для беспокойства. В этом году проходящие раз в четыре года российские военные учения под названием «Запад 2021» проходят на тревожном фоне. Весной Кремль перебросил большое количество солдат в районы, близкие к Украине. Около 80 000 военнослужащих и их вооружение, как утверждается, по-прежнему находятся в этом районе.
Между тем, у Беларуси, чьи военные являются неотъемлемой частью учений «Запад», есть свои причины устраивать пакости. Ее авторитарный президент Александр Лукашенко жестко расправляется с оппозицией после того, как на улицы вышло беспрецедентное количество граждан после сфальсифицированных выборов.
В понедельник суд в Минске приговорил одного из главных лидеров протестов к 11 годам лишения свободы. Отчаяние Лукашенко заставило его сблизиться со своими старыми союзниками в Москве — и ухудшило отношения с Европой, которая ответила на его преследование оппозиции санкциями.
В последние недели белорусский диктатор применил новую тактику: он направил тысячи нелегальных мигрантов из Ирака, Афганистана и других стран через свою границу в соседние страны Европейского Союза — Литву и Латвию, которые не в состоянии справиться с этим потоком.
Источники в регионе рассказывают, что белорусский КГБ даже раздавал бесплатные билеты на самолет лицам, ищущим убежища из Ирака. Когда мигранты прибывают в Минск, их переправляют через границу. Лукашенко знает, что неконтролируемая миграция в прошлом дестабилизировала европейские демократии, усиливая популистов-ксенофобов и поляризуя общества.
До сих пор официальные лица Евросоюза относительно эффективно реагировали на такое использование миграции в качестве оружия, направляя поддержку странам Балтии и даже называя действия Лукашенко «прямой агрессией». Однако белорусский бренд гибридной войны — несомненно, одобренный покровителями Лукашенко в Москве — усилил опасения, что русские могут использовать «Запад 2021» для других сюрпризов Западу. Из-за этого Польша объявила чрезвычайное положение на границе с Беларусью.
Среди всего этого сумбура ясно одно: Путина создает атмосфера неопределенности. Он мог бы легко успокоить Запад, уведомив лидеров ЕС о деталях предстоящей переброски войск. Соответствующая процедура предусмотрена Венским документом — соглашением о мерах укрепления доверия, разработанным Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (в которую входит Россия) еще в 1990 году. Он был обновлен в 2011 году.
НАТО до сих пор использует этот механизм для уведомления россиян, когда проводит военные маневры. Но Москва предпочитает держать своих партнеров в полном неведении. «Отсутствие стремления России к реальной прозрачности является частью их гибридного инструментария», — сказал Бен Ходжес, бывший командующий сухопутными войсками США в Европе. «Это дает им рычаги влияния, оказывает давление на восточноевропейские страны вдоль границы, а также, в конечном счете, лишает многих понимания того, что же именно они должны делать».
Начальник белорусского Генерального штаба заявил, что в учениях «Запад» примут участие около 12 800 военнослужащих, из них только 2 500 — российские. Эта цифра как раз соответствует порогу, установленному Венским документом. Однако один российский генерал уклончиво предположил, что реальное число участников будет ближе к 200 000.
Неопределенность усиливается из-за привычки Кремля к искажению информации по поводу того, какие именно учебно-боевые операции будут проводиться в рамках «Запад-2021». К тому же Россия уже и так проводит ряд военных учений в этом районе. А часть маневров, несомненно, будет проходить в непосредственной близости от ЕС. Источник в Министерстве обороны Эстонии сообщил, что одно из мест проведения «Запада» находится всего в 16 милях от границы этой страны.
Для Путина посеять страх и непредсказуемость — это фактор укрепления силы. Следует напомнить, что в прошлом Россия использовала учения как прикрытие для реальных военных операций в Грузии (2008), Украине (2014) и Сирии (2015). Все эти действия продолжают отзываться эхом.
В настоящее время российские войска захватили 20 процентов территории Грузии. Россия оккупировала Крым и начала войну в восточном Донбассе, которая до сих пор приводит к жертвам. И Россия сохраняет свое военное присутствие в Сирии даже тогда, когда Запад фактически отказался от какой-либо роли в этой стране.
Не забыли ли политики в Вашингтоне эти исторические факты? Думается, что нет. Но некоторые представители вашингтонского внешнеполитического истеблишмента считают, что президент Байден должен стремиться к сближению с Россией как к средству сдерживания Китая. До сих пор администрация Байдена не обращала внимания на «военные игры» русских в Восточной Европе. Но не следует забывать, что в этих «играх мускулами» путинской России присутствует расчетливая непрозрачность, которая может привести к смертельно опасному просчету.
Безусловно, можно представить обстоятельства, при которых Россия однажды могла бы стать партнером Запада. Но партнерство работает только в том случае, если обе стороны демонстрируют, что они могут придерживаться правил. А Путин, этот убежденный агент хаоса, еще очень далек от этого.
