"Семья" предприняла первое серьезное наступление на олигархов, протолкнув через Кабмин проект закона о трансферном ценообразовании
Суть этого документа сводится к тому, чтобы определять, соответствует ли цена товара и услуги рыночной – при продаже как внутри Украины, так и за рубеж. Если она занижена, то налоги должны платиться на основе среднего уровня по рынку.
Совершенно очевидно, что будут затронуты интересы многих бизнесов, особенно крупного. Одними из “пострадавших” будут олигархи, которые продавали товар по заниженным ценам на оффшоры, а уже оттуда торговали по мировым ценам. Им придется платить налоги, как если бы они продавали свой товар по реальной стоимости.
Дискуссии вокруг трансферного ценообразования велись последние два года после принятия Налогового кодекса. В прошлом году законопроект активно обсуждался с крупнейшими финансово-промышленными группами (ФПГ). На встречах с Налоговой они даже высказывались в духе “нужно, конечно” – вряд ли они могли сказать что-то иное.
И все же, наверняка они получили неприятный сюрприз.
На заседании Кабмина 16 января законопроект о трансферном ценообразовании в повестке дня не значился. Министр доходов и сборов Александр Клименко внес его с голоса. Видимо, возникла острая необходимость принять закон как можно скорее, а для этого нужно было срочно получить “добро” правительства.
Интересный факт. Первый вице-премьер Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов на заседании не присутствовали, поскольку отбыли в поисках денег в США. Тем не менее, законопроект был выставлен на обсуждение. Это говорит о том, что позиции “Семьи” в Кабмине крепки как никогда.
Доклад продолжался без особых проблем. Клименко сказал, что проект одобрен “большой четверкой” аудиторских фирм, а также крупным бизнесом – теми самыми ФПГ, которые высказывали формальное одобрение. Однако потом возник оживленный спор. Один из вице-премьеров спросил, кто именно будет определять, соответствует ли цена рыночной.
Похоже, Клименко ждал этого вопроса. Он заявил, что определять будет Министерство доходов и сборов по процедуре, согласованной Кабмином. А по сути довольно резко заявил, что истинная цель законопроекта – заставить платить налоги сидящих в убытках ферросплавщиков и химиков.
После чего, по нашей информации, другой вице-премьер в шутливой форме озвучил имена двух олигархов, которые плотно ассоциируются с ферросплавами и химией. Как рассказывают наши источники в правительстве, начали звучать также другие имена – не только Игоря Коломойского и Дмитрия Фирташа. Члены правительства, как один, принялись поддерживать выступающего.
По словам нашего источника, совершенно очевидно, что “Семья” намерилась всерьез “потрусить” владельцев крупнейших финансово-промышленных групп.
Что такое закон о трансферном ценообразовании
Украина остается, видимо, единственной страной в Европе, в которой закона о трансферном ценообразовании не существует. Уже более года нечто подобное действует даже в куда более богатой России.
Действительно, механизм заложен в 36 главе действующего Налогового кодекса, которая вступила в действие с первого января 2013 года. Однако эта глава выписана таким образом, что не может применяться на практике. Именно для того, чтобы запустить этот механизм, весь прошлый год власть пыталась согласовать проект соответствующего закона с бизнесом.
Было два подхода и три рабочие группы, изучавшие этот процесс. Первый подход – предполагал определение цены на основе биржевых котировок и соответствующих рекомендаций международных консалтинговых компаний. На таком подходе настаивал бывший вице-премьер Сергей Тигипко.
Еще одна рабочая группа под руководством тогда еще главы Налоговой Александра Клименко придерживалась противоположной точки зрения. Рыночную цену на экспортные товары должен определять специализированный Центр мониторинга при налоговой службе (сегодня входит в структуру Миндоходов), созданный в декабре прошлого года.
Оба политика весь 2012 год пытались пытались протащить свои законопроекты через Кабмин. Безуспешно. Документы неизменно отправлялись премьером Николаем Азаровым на доработку.
Александр Клименко даже пытался протащить свой законопроект через Верховную Раду как депутатский в обход Кабмина, однако парламентарии прошлого созыва так и не успели его рассмотреть. Сейчас же основной оппонент министра доходов ушел из правительства, что и дало возможность Клименко провести свой закон через Кабмин.
Суть контроля за трансферным ценообразованием заключается в особом (специфическом) контроле за операциями со:
– связанными лицами за рубежом;
– резидентами стран с более низкой, нежели в Украине, ставкой налога на прибыль;
– связанными лицами в Украине (в случаях, когда они платят налог по пониженной ставке или имеют льготы).
Теоретически этот законопроект направлен на то, чтобы воспрепятствовать уходу от уплаты налогов. Прежде всего, это должно коснуться отечественных олигархов, контролирующих финансово-промышленные группы.
Закон о трансферном ценообразовании, в случае принятия, обяжет налогоплательщиков, проводящих вышеописанные операции, обязательно подавать сведения о таких операциях контролирующему органу. Контролирующий же орган оценивает, насколько расценки в таких операциях соответствует общерыночным.
И в случае наличия расхождений, в результате которых бюджету наносится ущерб, производит доначисление налога на прибыль в пользу бюджета.
Например, есть цепочка предприятий, и на одном из них оседает вся потенциальная прибыль. Другие предприятия цепочки могут обязаны подать все без исключения первичные документы, которые оформлялись в ходе сделки с вышеуказанными контрагентами.
С учетом объемов таких документов у крупного налогоплательщика это практически невозможно. Но как раз для таких случаев, за неподачу документов предусматривается аномально высокий штраф.
Что касается вопроса одного из вице-премьеров о том, кто будет определять, занижены ли цены. По традиции, решением Кабинета министров будет утвержден перечень источников, из которых будут черпаться сведения об обычных ценах. На этом роль Кабмина будет исчерпана. Таким образом, Миндоходов получит сверхполномочия в определении, кто является “уклонистом”, а кто нет.
Под контроль попадет в том числе и средний бизнес. Как отметил наш источник в правительстве, порог контролируемых операций предлагается установить на довольно низком уровне. И, наконец, контролирующим органам (Министерству доходов и сборов) предоставляется обширный арсенал инструментов, позволяющих осуществлять избирательный контроль.
В налоговой службе каким-то загадочным образом даже рассчитали, что его принятие позволит увеличить базу налогообложения на 100 млрд грн в год. Именно столько денег, по мнению налоговиков, олигархи выводят из базы, на основе которой рассчитывается в частности налог на прибыль. Соответственно, бюджет должен получить дополнительные почти 20 млрд грн.
Правда, расчетов этих цифр никто не видел, поэтому можно предположить, что они придуманы специально для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на Кабмин.
Кого коснутся преследования
В то же время, ЭП не собирается спорить с тем, что олигархи действительно всячески уклоняются от уплаты налогов в совершенно гигантских масштабах.
Например, совсем недавно мы писали, что химические заводы Дмитрия Фирташа показывают сплошные убытки, и практически ничего не платят в бюджет.
Также широко известно, что не платит не только налогов, но и не погашает другие долги другой олигарх – Игорь Коломойский, ныне занимающийся банкротством своих авиакомпаний.
Ринат Ахметов также наверняка попадет под действие закона о трансферном ценообразовании. Как известно, прибыль его металлургического бизнеса оседает на горно-обогатительных комбинатах, а металлургические заводы оказываются убыточными. Правда, ГОКи исправно платят налоги, но наверняка налоговики захотят что-то пересчитать.
Тот же самый Сергей Тигипко, который продвигал свой вариант законопроекта, в свое время не заплатил сотни миллионов гривен налогов с продажи “ТАС Комерцбанка”. Наверняка, он также очень хорошо разбирается в трансферном ценообразовании.
Теперь, после одобрения проекта закона, его осталось провести через парламент. Как показало голосование за кандидатуру главы НБУ Игоря Соркина, это не такая легкая задача. Сергей Арбузов, который взялся организовать голосование вместо Андрея Клюева, не сумел с ходу собрать нужного количества голосов. Поэтому наверняка ему предстоят баталии – особенно по столь резонансному законопроекту.
Ринат Ахметов остается последней надеждой олигархов. Фото novomoskovsk.eu
По мнению опрошенных “ЭП” экспертов, в новом парламенте основным оппонентом этого закона станут сторонники Рината Ахметова. Они, вероятнее всего, руками профильных депутатов постараются внести поправки в этот законопроект.
По мнению наших источников, проект все таки не был согласован с крупнейшими украинскими экспортерами. В частности, поэтому его вступление отложено на год – для того, чтобы бизнес сумел переписать контракты и адаптироваться к новым требованиям.