Часть киевских рынков неофициально контролируют криминальные группировки, которые за процент от выручки предоставляют предпринимателям "крышу".
Как происходит этот процесс, “Обозреватель” узнал на примере работы перекупщиков, которые действуют возле авторынка “Чапаевка” в Голосеевском районе столицы.
Стоит отметить, что “Чапаевка” является крупнейшим авторынком в Украине и предоставляет свыше шести тысяч мест для продажи авто (в то время как на втором по величине авторынке Украины в Запорожье – две тысячи мест). Поэтому нет ничего удивительного, что все подъезды к столичному авторынку оккупировали десятки перекупщиков, которые “перехватывают” автолюбителей, которые хотят продать свои транспортные средства.
Участки, где работают перекупщики, расположены вдоль Столичного шоссе, улицы Заболотного и Днепровского шоссе. Работа “перекупов” построена по “законам улицы”: кто первый остановил автомобиль и смог убедить хозяина продать транспорт за более низкую цену, тот и выиграл.
Красным выделена территория, где работают перекупщики.
Понятно, что торговцы на дороге не обременены необходимостью платить предусмотренные на рынке сборы, а контролировать уровень их доходов весьма сложно. В такой ситуации и вступают в игру криминальные структуры, участники которых знают, что “прибить” “барыг”, чтобы склонить их платить за виртуальную “крышу”, не так уж и сложно.
Ранее “нелегалов” контролировала одна преступная группировка, но ее участников правоохранители пересажали, и торговцы несколько лет жили спокойно. Однако после Революции Достоинства начался новый криминальный передел киевских рынков, в результате которого на авторынок “Чапаевка” зашла группировка известного столичного авторитета по кличке “Кизим”.
Перед этим “братки” пытались контролировать центральный железнодорожный вокзал Киева, но оттуда их выжили коллеги по “бизнесу”, после чего бандиты переключили свое внимание на автомобильных перекупщиков.
“Некоторое время “братки” ездили и присматривались к работе перекупщиков, изучали их график работы, подсчитывали возможную прибыль предпринимателей, просчитывали – сколько можно срубить денег с каждого, чтобы тем было не больно платить и чтобы они не обращались в правоохранительные органы”, – рассказал один из предпринимателей.
Рэкетиры идут собирать дань
Дальше рэкетиры приступили к собственно “работе”: необходимо было продемонстрировать торгашам силу и показать, что может произойти с теми, кто не будет платить.
“Приезжала команда спортсменов и “прибивала”, в прямом смысле этого слова, людей под себя. Предпринимателей избивали, отнимали личные вещи, деньги, поджигали автомобили и уже после этого выдвигали свои требования. А именно: прямо указывали, что необходимо начинать “платить за спокойствие”, иначе прессинг будет продолжаться”, – рассказал собеседник.
Поначалу рэкетиры назначили заоблачную сумму – 100 долларов за каждый рабочий день (рабочими считаются суббота и воскресенье). Но столько денег перекупщики платить не могли, и сумма была снижена до 100 долларов в месяц. Однако и столько “нелегалы” не тянули, многие из них “морозились”, избегали встречи, уходили работать на авторынок “Чапаевка”.
Поразмыслив, “братки” решили опустить сумму до 50 долларов, после чего “бизнес” пошел.
“На сегодняшний день 80-150 перекупщиков платят рэкетирам 4-8 тысяч долларов в месяц”, – рассказал предприниматель.
По словам собеседника, каждую субботу и воскресенье на авторынок приезжает 6-7 человек спортивного телосложения, которые обходят “владения”, собирая с торговцев деньги и выдавая им… карточки с отметкой об оплате.
На карточке, форма которой меняется каждые три месяца, указывается номер и отмечается срок действия. Также на ней стоит мокрая печать ЧП “Калашников” (эмблема карточки – АК-47). Правда, найти код указанной фирмы в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины “Обозревателю” пока не удалось, а предприятий с подобным названием – около 100.
По словам торговца, люди платят потому, что боятся заявлять в полицию, так как не верят в правосудие, а сами за себя постоять не могут.
“Нет единства и сплоченности, каждый сам за себя, а тут тысячу гривен отдать вроде не так уж и жалко. При этом чувствовать мнимую поддержку криминальных структур, которой иногда можно прикрыться, кажется, даже выгодно”, – рассказал предприниматель.