Законопроект предусматривает процедуру взыскания необоснованных активов в доход государства в гражданском процессе в исковом производстве
Министерство юстиции Украины разработало новый инструмент принудительного взыскания в доход государства активов неправомерного происхождения, сообщил заместитель главы ведомства Антон Янчук.
По его данным соответствующий законопроект 7 сентября был одобрен правительством и 20 сентября 2016 года зарегистрирован в Верховной Раде под №5142.
Как пояснил собеседник агентства, в отличие от конфискации и специальной конфискации, являющихся категориями уголовного права, инструмент, который положен в основу разработанного законопроекта, предусматривает процедуру взыскания необоснованных активов в доход государства в гражданском процессе в исковом производстве.
Если кратко представить эту процедуру, то она выглядит следующим образом: при расследовании коррупционных преступлений следователь обнаруживает имущество с признаками необоснованного происхождения. А именно: отсутствуют достаточные основания полагать, что оно приобретено за счет законных источников и обычным путем. Кроме того, собственником этого имущества является лицо, подозреваемое в совершении коррупционного преступления и скрывающееся от следствия, или формальным владельцем этих активов является юридическое лицо, но при этом существуют все основания считать, что подозреваемый де-факто может влиять на имущество такого юрлица.
В случае соблюдения указанных требований, в уголовном производстве происходит арест активов с целью обеспечения будущего иска об их взыскании как необоснованных. После ареста, исключительный круг лиц – генеральный прокурор, или руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), или исполняющий обязанности генерального прокурора – могут подать иск к собственнику о признании арестованных активов необоснованными и, как следствие, о взыскании их в доход государства.
Если прокурор выполняет свою функцию доказывания и ответчик в процессе не выполняет свою функцию доказывания (они четко выписаны в проекте закона), суд постановляет признать активы необоснованными и взыскать их в доход государства.
“То есть, речь идет о том, что весь процесс происходит в исковом гражданском производстве на основе диспозитивности, состязательности, сторонами являются истец и ответчик, невзирая на то, что они же одновременно и прокурор и подозреваемый в уголовном процессе. Это гораздо более лояльный процесс, выравнивающий стороны в горизонтали, их спор происходит на основе состязательности”, – пояснил он.
По данным А.Янчука, разработанный проект закона распространяется на определенный круг активов, а не на какие-либо активы. То есть, речь о том, что эта процедура может быть применена в следующих случаях: а) активы обнаруживаются в рамках расследования уголовного производства; б) эти уголовные производства должны касаться расследования коррупционных преступлений; в) такие активы должны соответствовать двум критериям: первый – они могут быть быстро трансформированы из одного вида в другой (деньги в ценные бумаги и наоборот), второй – они очень легко могут перемещаться по миру (их не нужно перемещать транспортным средством, их достаточно перевести со счета в одной юрисдикции на счет в другой юрисдикции). То есть, это или деньги, или ценные бумаги, или банковские металлы на счетах.
В проекте закона также заложен предохранитель, что нормы документа распространяется на активы, стоимость которых превышает 1 тыс. минимальных заработных плат в стране (мзп, до 11 ноября 2016 года 1 мзп = 1,45 тыс. грн). То есть, он не может распространяться на небольшие суммы на счетах.
“Таким образом, в проекте закона предусмотрен очень четкий, очень узкий круг условий, где эта процедура может применяться. Если все эти условия соблюдены, только тогда может быть иск, и только тогда начинается предмет доказывания. Только по совокупности всех этих условий прокурор начинает доказывать, что активы имеют необоснованное происхождение”, – сказал собеседник агентства.