В аграрном министерстве, которое в последнее время считалось довольно «мирным» и не давало повода для скандалов, — ЧП.
23 мая глава этого ведомства Тарас Кутовой сообщил о том, что уходит в отставку. Заявление прозвучало буднично — без громких обвинений и разоблачений, как это обычно делается в подобных случаях. Тем не менее, новость произвела на рынке эффект разорвавшейся бомбы.
«Для меня этот шаг Кутового оказался полной неожиданностью», — заметила аналитик агентства ААА Мария Колесник.
С коллегой согласен и заместитель главы Аграрной партии Украины Денис Марчук: «После заявления министра об отставке остается больше вопросов, чем ответов».
Жуналисты решили разобраться, что на самом деле происходит в Минагрополитики, и чего Украине ждать от смены его руководства.
Ведь аграрный курс страны, который во много определяют именно в профильном ведомстве, напрямую связан с притоком валюты в Украину. По итогам прошлом года, экспорт агропродукции обеспечил нам почти треть всех долларовых поступлений.
Первое, с чем эксперты сразу же связали отставку министра — якобы, непреодолимые разногласия в вопросах земельной реформы с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Напомним: на немедленном снятии моратория на продажу сельхозземель настаивает МВФ, и Украина пообещала открыть рынок, подписывая меморандум с Фондом.
Из стен Кабмина уже вышел законопроект, предлагающий разрешить продажу земли в Украине, но сделать это достаточно специфически — покупать угодья смогут лишь физлица.
«Этот кабминовский законопроект, по которому юрлица не будут иметь прав покупать землю — ужасная ошибка. В таком виде это не рынок, а подмена понятий», — убеждена Мария Колесник.
В Минагрополитики эту идею также не поддержали. Более того, ведомство занялось разработкой собственного законопроекта, согласно которому на продажу должны выставляться не сами угодья, а право их аренды. Это позволило бы фактически открыть рынок земли, но не разбазарить в одночасье украинские черноземы.
Если придерживаться этой версии, в отставке Кутового напрямую заинтересован сам премьер и его окружение. Соответственно, глава правительства попытается оперативно усадить в министерское кресло своего человека. В качестве наиболее очевидной креатуры эксперты называют заместителя Тараса Кутового Максима Мартынюка, который считается ставленником Гройсмана.
Впрочем, Денис Марчук считает, что Мартынюк будет рулить аграрным ведомством разве что в статусе и.о. министра. На главную фигуру он явно не тянет.
«А может власти заинтересованы протолкнуть непопулярные решения о продаже земли, пока Минагрополитики будет возглавлять именно исполняющий обязанности», — допускает Марчук.
Интересы в аграрном министерстве явно имеют и крупные латифундисты, которые, по идее, также могут попытаться усадить в министерское кресло своего человека.
Впрочем, по мнению Марии Колесник, сделать им это будет нелегко. «Хотя, учитывая позицию Кабмина в том же земельном вопросе, возможно, было бы лучше, если бы у них получилось», — иронизирует эксперт.
Чтобы открыть старт борьбы за министерское кресло парламент еще должен принять отставку Кутового, и не факт, что он это быстро сделает. Нынешний состав аграрного парламентского комитета достаточно профессионален, чтобы не осознавать всех рисков для агросектора от кардинальных кадровых перестановок в министерстве.
Что с реформами
Сам Кутовой поспешил заявить, что уходит не из-з конфликтов.
«Всех, кто уже начинает придумывать версии причин моего решения уйти с должности министра и якобы существование скрытых конфликтов, хочу попросить: не ищите в этом того, чего там нет! Повторюсь — есть желание вернуться в бизнес и заниматься привлечением инвестиций», — написал он на своей странице в Facebook.
Гройсман подтвердил, что министр в дальнейшем планирует работать в инвестиционной сфере.
Какое наследство оставил после себя Кутовой?
Отечественно сельское хозяйство по-прежнему считается неким «светлым пятном» на бизнес-карте Украины.
Его прибыльность упала с недавних $160/га до $100/га, но даже эти показатели остаются весьма привлекательными для инвесторов, отмечает глава Украинского общества экономических свобод Марьян Заблоцкий.
По итогам прошлого года в украинский АПК привлечен рекордный объем инвестиций — 44 млрд. грн.
Среди заслуг Кутового эксперты называют, в частности, тот факт, что он сумел выбить господдержку для отрасли в размере 1% ВВП на 5 лет. Напомним: после отмены для селян льгот по НДС Минфин настаивал на налогообложении на общих основаниях, безо всяких преференций.
А вот другой крупный проект — масштабная приватизация в отрасли — так и не был запущен. С подачи Кутового министерство начало наводить порядок со своим имуществом, а в Верховную Раду был отправлен законопроект о грядущей приватизации, в том числе, таких знаковых для рынка объектов как «Укрспирт» и ГПЗКУ.
Но сам процесс приватизации так и не начался. По слухам, этому яростно противятся «теневики», которые до сих пор неплохо зарабатывают на продажах неучтенного спирта.
Как считает, Мария Колесник, далеко в реформах агросектора продвинулась и команда министерства, в частности, заместитель министра по евроинтеграции Ольга Трофимцева и глава Госпотребслужбы Владимир Лапа.
Украина смогла договориться с Еврокомиссией о пересмотре квот на беспошлинную поставку нашей продукции в ЕС. Кроме того, для отечественных аграриев открывается все больше иностранных рынков.
Главным недостатком Тараса Кутового эксперты называют недостаточную, по их мнению, активность.
Как отмечает Мария Колесник, «Кутовой, скорее, не чиновник, а политическая фигура. За ежедневную рутину в ведомстве должны отвечать замы, что, в принципе, и наблюдается». Тем не менее, она считает, что глава ведомства мог бы быть и более напористым.
Вопрос — останутся ли на своих местах люди из команды Кутового после его отставки. Если в министерстве произойдут перестановки на всех ключевых постах, что в принципе не исключено в случае назначения нового министра, отрасль может оказаться не в лучшей ситуации.
Ведь тогда все ключевые реформы окажутся под угрозой срыва, что втройне опасно накануне старта нового экспортного сезона, который и так обещает быть непростым. Из-за снижения мировых цен на зерно и сокращения объемов урожая в нашей стране, Украина рискует недосчитаться части валютной выручки.