Банки объявили негласный бойкот десятку финучреждений на межбанковском кредитном рынке.
«Есть 10 банков, которым кредиты на межбанке не дают ни на каких условиях», – утверждает казначей среднего банка, попросивший не называть его имени.
Причин две – дефицит денег в системе и крах небольшого ЭРДЭ Банка. 29 октября Фонд гарантирования вкладов физических лиц ввел временную администрацию в это финучреждение. На следующий же день на межбанке началась настоящая паника.
30 октября на межбанковском кредитном рынке ставки по кредитам овернайт взлетели до рекордных 70% годовых. По такой ставке деньги привлекали участники рынка так называемой 3-й и 4-й групп. Это в основном мелкие и средние финучреждения с украинскими акционерами. Банки 1-й и 2-й групп, среди которых государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк, кредитовали друг друга по ставкам до 50% годовых.
С начала недели остатки на корсчетах банков не очень высокие, но и не катастрофические – около 17 млрд грн. Хотя банкиры утверждают, что нормальный минимум для системы – около 20 млрд грн. Минимальных значений достигли остатки средств на едином казначейском счете – 1,7 млрд грн. на 1 ноября. А ведь еще летом они достигали 7 млрд грн.
В частных беседах участники рынка признаются, что заоблачные ставки по кредитам овернайт связаны не только с остатками на корсчетах. Главная причина – взаимное недоверие коллег, вызванное крахом ЭРДЭБанка и ожиданиями дальнейших банкротств. «Нет гривны – нет доверия, сейчас реальный дефицит на межбанке», – констатирует первый заместитель председатель правления банка «Контракт» Павел Крапивин.
Как правило, украинские финучреждения кредитуют банки, близкие к ним по размеру и устойчивости. «Банки первой группы очень редко выдают кредиты мелким банкам», – поясняет председатель правления небольшого финучреждения. Не кредитуют «малышей» и «дочки» европейских и российских банковских групп.
Соответственно, мелкие банки, как правило, кредитуются у себе подобных или у банков среднего размера. «После того как появилась новость по ЭРДЭ Банку, все начали лихорадочно выяснять, кто из банков больше всего выдал им кредитов. Таких коллег сейчас никто не прокредитует», – уверен банкир, пожелавший остаться неназванным.
Определить, кто именно из банков оказался полностью отрезанным от межбанковских ресурсов, весьма проблематично – кредитные лимиты банков друг на друга непубличны и в любом случае могут пересматриваться ежедневно. Как удалось выяснить Forbes.ua, в первую очередь пострадали те участники рынка, у которых самая большая долговая нагрузка по межбанковским кредитам. «Многие понабирали межбанковских кредитов и в итоге попали в стоп-лист», – констатирует предправления крупного банка. Естественно, самого стоп-листа в нашем распоряжении нет, и он для разных банков разный. Но открытая статистика по доле межбанковских кредитов в активах существует.