Курс гривны был, пожалуй, самой обсуждаемой темой конца 2012 года. Гривна то девальвировала, то укреплялась
Доллар пропадал из обменок и вновь появлялся в избытке. Было много спекуляций вокруг этой темы. Псевдоэксперты с одинаковой важностью утверждали прямо противоположные вещи: одни говорили, что волноваться не о чем, другие предвещали валютный апокалипсис.
Упорно молчали лишь банкиры – прямые участники процесса. Во втором полугодии 2012 года получить публичный комментарий от банкира по курсовым вопросам было практически нереально. Максимум, на что можно рассчитывать, – разговор off record. Кстати, именно поэтому в нашей статье нет комментариев и прогнозов от имени украинских банкиров, а только информация из отчетов мировых банков и официальные данные украинских госструктур. Также отказались публично поделиться своими соображениями на предмет будущего курса гривны представители бизнес-структур. Корреспонденты «Денег» обратились к двадцати крупнейшим экспортерам и импортерам (DCH, Roshen, Milkiland, Metro Cash&Carry, Comfy, Сильпо и т.д.) с одним вопросом: «На какой курс гривны вы ориентировались при расчете бюджета компании на 2013 год?». Ответ был один на всех: «Мы не готовы комментировать этот вопрос». Вот так. Курс гривны – тема не только самая популярная, но и самая секретная.
Взгляд изнутри
Весь последний квартал 2012 года чиновники всеми силами старались успокоить нас заявлениями в стиле «все будет хорошо», «девальвации не будет» и т.п. Но не словом единым действовало руководство страны. Нацбанк при малейшей подозрительной активности на валютном рынке начинал «пылесосить» гривну, а 19 ноября ввел обязательную продажу половины валютной выручки экспортерами, что привело к насыщению рынка долларами. Еще одна инициатива – введение сбора в Пенсионный фонд с продажи наличной валюты – все еще ждет принятия парламентом. Хотя в НБУ очень ратуют за приинятие закона, полагая, что он снизит долю спекуляций в операциях с валютой и поможет стабилизировать курс национальной валюты.
Сергей Арбузов в бытность его главной НБУ неоднократно заявлял, что реальных причин для девальвации гривны нет. Дескать, курс раскачивают спекулянты и паника населения.
С позицией Нацбанка не согласны в Министерстве экономического развития и торговли. В конце ноября Минэкономики подготовило прогнозные показатели на 2013 год, которые обычно используются для расчета бюджета. В отчете чиновники предлагали исходить из среднегодового курса 8,5 грн./долл. в 2013 году. Однако авторы бюджета-2013 к Минэкономики не прислушались. Принятый бюджет был составлен из расчета 8,3 грн./долл. Напомним: бюджет-2012 готовили из расчета 8,1 грн./долл. и, надо сказать, не ошиблись. Среднегодовой курс гривны в 2012 году составил 8,11 грн./долл., если уж быть предельно точными.
В 2013 году украинское правительство должно выплатить 9 млрд. долларов внешних долгов. Из низ только МВФ – около 6 млрд. долларов. Примерно столько же оно хотело бы и получить от МВФ.
Окажется ли верным прогноз чиновников-экономистов в 2013 году? Маловероятно. Уж слишком велико давление на платежный баланс, а отечественным экспортерам очень нужна фора, которую дает мягкая девальвация гривны. «Не на диктофон» представители экспортной отрасли говорят, что их вполне устроил бы курс 8,8 грн./долл. Это и есть, скорее всего, реальный курс-цель для украинского центробанка.
Мы спросили Сергея Арбузова еще в бытность его главой НБУ:
– Будет ли подписано новое соглашение МВФ в 2013 году?
– Встреча с миссией МВФ должна состояться в конце января 2013 года. Мы видим одобрение наших макроэкономических показателей со стороны Фонда. Поэтому рассчитываем на продолжение сотрудничества в рамках программы Stand by. Если будут проблемные вопросы, требующие решения со стороны правительства, то, надеюсь, мы придем к согласию, и программа будет работать.
– То есть изменений в курсовой политике в 2013 году не будет?
– Мы придерживаемся всех своих обязательств по программным документам с МВФ. Так, на протяжении трех последних лет ежедневные отклонения официального курса гривны от рыночного оставались в границах, определенных программой Stand by.
– МВФ одобряет обязательную продажу валютной выручки и введение сбора с продажи валюты?
– Думаю, корректнее этот вопрос адресовать Фонду.
– Если соглашение с МВФ не будет подписано, каким образом будет выполняться план по привлечению внешних заимствований, заложенный в бюджете на 2013 год?
– Уходящий год показал, что Украине удается удачно выходить на внешние рынки и делать выгодные заимствования даже в наименее благоприятных внешних условиях. Напомню: последнее размещение евробондов, проведенное Министерством финансов, было одним из самых удачных в истории Украины.
Взгляд извне
В конце 2012 года мировая общественность с особым пристрастием следила за Украиной (виной всему, естественно, выборы). Аналитики международных рейтинговых агентств и мировых банков неустанно комментировали курс гривны и раздавали советы и рекомендации.
10 октября директор Fitch по суверенным эмитентам Чарльз Севиль на конференции в Лондоне заявил, что до конца 2012 года гривна может обесцениться на 10% (до 8,9 грн./долл. – Авт.). Буквально через пару недель экономист HSBC по России, Украине и Казахстану Александр Морозов повторил прогноз Чарльза Севиля, отметив, что «чем раньше произойдет девальвация гривны, тем лучше для платежного баланса, экономики и рынков».
Прогноз маститых аналитиков не оправдался. Гривна закрыла год на отметке 8,2 грн./долл. Факт остается фактом, но кто станет оспаривать, что умеренная девальвация пошла бы на пользу «платежному балансу, экономике и рынкам»?
В конце октября еще один гигант мирового финансового рынка инвестбанк Goldman&Sachs обнародовал свой прогноз для Украины. В нем говорится, что дефицит текущего баланса нужно будет покрывать за счет резервов Нацбанка. Надолго ли их хватит? За 11 месяцев 2012 года золотовалютные резервы НБУ сократились на 19% и составили 25,376. млрд. долл. (на 01.12.2012). Причем, на осенние месяцы 2012 года пришлась львиная доля сокращения – минус 15%.
Какие выводы делают из происходящего иностранные аналитики? Правительству Украины в 2013 году придется прибегнуть к девальвации гривны, считают эксперты из Goldman&Sachs. «Оптимальной для закрытия дефицита текущего счета и ослабления давления на платежный баланс была бы девальвация гривны на 30%», – говорится в отчете. Это означает просадку до 10,6 грн./долл.
В ноябре же 2012 года аналитики Erste Group (Вена, Австрия) в разосланном инвесторам отчете прогнозировали на 2013 год курс гривны 10 грн.\долл.
А теперь взглянем на NDF (беспоставочный фьючерс) по гривне – универсальный показатель, отражающий будущую стоимость валюты по мнению международных инвесторов. На дату сдачи номера в печать месячные (то есть на конец января 2013 года) и трехмесячные (на конец марта) NDF по гривне находились на уровне 8,4–8,6 грн./долл. Для контрактов на 6 месяцев (то есть на конец июня 2013 года) используется курс 9,2, а на год (конец декабря 2013 года) – 10,2 грн/долл. Особо отметим, что NDF обычно дает значительно более пессимистичные оценки курса, чем потом он оказывается в реальности.
Каким на самом деле будет курс в 2013 году, во многом зависит от политики Нацбанка. Мы уже знаем, что если в НБУ решили «держать курс», его удержат, и за ценой не постоят. А вот как это скажется на экономике – тема для совершенно другого разговора.