Очередные курсовые качели на валютном рынке пока не производят впечатления приближающегося шторма.
В этом году официальный курс Нацбанка уже брал рекордную высоту 30 UAH/USD. Посему октябрьский прыжок с 21 до 23 UAH/USD больше напоминает популярную кричалку «Хто не скаче, той …», чем репетицию финансового Армагеддона.
Теоретически НБУ может легко отпустить гривну до конца года к отметке 24 UAH/USD. Эта цифра закладывалась в расчеты проекта бюджета на 2016-й и она же учтена в прогнозных показателях МВФ. То бишь цифра согласована. А помощь фонда и других международных доноров сейчас единственная причина, не позволяющая гривне обвалиться. Вот только отношения с кредиторами у нас традиционно не складываются. И неоднократные срывы сроков предоставления запланированных порций кредитов говорят, что дружескими их точно не назовешь.
Надо сказать, что МВФ пожадничал. Кредитная поддержка в размере $15 млрд. на два года для страны, находящейся в состоянии войны и жесточайшего экономического кризиса, – как аптечка в автомобиле. От гаишников спасет, от серьезной травмы – нет.
Эти деньги позволяют лишь подвесить ситуацию, а не выйти из финансовой и политической катастрофы. Если сильно упростить, то главное требование МВФ к Украине – сбалансировать бюджет. Мол, жить необходимо по средствам. Все верно, но только в краткосрочной перспективе задача почти невыполнимая.
Кредитная поддержка в размере $15 млрд. на два года для страны, находящейся в состоянии войны и жесточайшего экономического кризиса, – как аптечка в автомобиле. От гаишников спасет, от серьезной травмы – нет
Для Украины баланс дебета с кредитом означает, что провести можно только косметические реформы. Для радикальных преобразований, которые наверняка сопряжены с рисками получения доходов ниже запланированных, нужна большая финансовая подушка, которой, увы, нет. В таких условиях любой министр финансов вне зависимости от фамилии выберет самый простой способ решения проблемы – увеличение налогового давления на экономику, что в нашем случае означает стагнацию в ближайшие годы.
Предприниматели предпочтут отсидеться в тени или вообще прекратят работу.
Разумеется, при снижении уровня доходов при радикальных реформах можно пойти на урезание расходов. Но проблема в том, что такой возможности у властей нет. Даже с учетом заложенных в казне интересов разных групп влияния денег слишком мало, чтобы можно было сильно экономить. Да и нужно ли им это?
Опасаясь потери рейтингов, власти вынуждены будут постоянно увеличивать расходы, особенно социальные статьи. «Лишние» деньги очень быстро окажутся на валютном рынке, что мгновенно подтолкнет котировки доллара вверх.
Резко обострить ситуацию могут досрочные парламентские выборы. При отсутствии реформ и признаков улучшения экономики можно не сомневаться, что накануне избирательной кампании будет запущен печатный станок. Как на это отреагируют в МВФ, предположить сложно. Скажем, в 2008-м он заморозил кредитную программу. И если фонд решится на такой же шаг сейчас, то еще один финансовый Армагеддон нам обеспечен. Возможно, и 50 UAH/USD окажутся не худшим результатом.
Избежать печального развития событий можно в двух случаях. Первый – МВФ продолжает кредитовать Украину в прежних объемах, закрывая глаза на возможные бюджетные потери при проведении радикальных преобразований. Второй, наиболее вероятный сценарий, – власти упорно «перекрашивают стены», а международные кредиторы в разы увеличивают финансовую помощь. Третьего, увы, не дано.