Кабинет министров Украины 20 января утвердил Постановление №37, определившее критерии, по которым банки могут или не могут работать с бюджетниками.
Такое право получают банки, активы которых составляют не менее 1% от активов всей банковской системы страны; не связанные с лицами и организациями, находящимися под санкциями; владеют государственными облигациями в размере не менее 20% от суммы регулятивного капитала и так далее.
На 1 декабря 2015 года только несколько крупнейших банков подпадали под эти требования правительства. О 20% соотношении портфеля облигаций внутригосударственного займа (ОВГЗ) к регулятивному капиталу могли заявить “Ощадбанк”, “Укрэксимбанк”, “Укргазбанк”, “Райффайзен Банк Аваль” и “Проминвестбанк”. Последний — дочернее предприятие российского “Внешэкономбанка”, находящегося под санкциями со стороны Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно постановлению Кабмина №37, такие организации не могут работать с зарплатами бюджетников.
Итого, по группе крупнейших выплаты сотрудникам госструктур могут осуществлять три государственных банка, и один коммерческий, с иностранным капиталом. Из топ-20 банков названным критериям также соответствует “Ситибанк”.
В госбанках говорят, что процесс переключения бюджетников на выплату зарплат в новых учреждениях происходит не одномоментно. “Постановлением предусмотрен переходной период. И сам перевод предприятий в госбанки будет происходить постепенно”, — отмечает председатель правления “Укргазбанка” Кирилл Шевченко. А в полной мере постановление вступит в силу только в 2017 году.
“У “Ощадбанка” нет каких-то конкретных планов регулирования рынка с использованием 37-го постановления. Происходит очень непростой процесс. Иногда государственному банку сложно провести встречу с коллективом государственного предприятия. Иногда главный бухгалтер стоит просто на вахте, чтобы не пустить госбанк на предприятие”, — рассказал глава правления “Ощадбанка” Андрей Пышный.
Другие игроки в настоящий момент оказались потенциально отлученными от работы с бюджетными организациями. Прежде всего, это “ПриватБанк”, в портфеле которого на 1 декабря 2015 года ОВГЗ не было.
По информации Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), в первой двадцатке банков под критерий 20% портфеля ОВГЗ подпадают лишь пять учреждений. Право на выплату зарплаты бюджетникам для остальных банков из группы топ-20 обойдется суммарно в 8 млрд гривен — именно на такую сумму они должны будут докупить ОВГЗ.
Происходящая с начала 2014 года очистка банковской системы не особо повлияла на расстановку участников рынка, обслуживающих государственные структуры. Так, по данным Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), количество бюджетных организаций, которые были клиентами выведенных с рынка банков, минимально. “Какие-то клиенты-бюджетные организации были в банках “Надра” и “Дельта”. Но количество таких организаций можно пересчитать на пальцах двух рук”, — говорит заместитель главы ФГВФЛ Андрей Кияк.
Нововведение Кабмина вызвало на себя резкую критику со стороны банкиров, которые видят в решении правительства как попытку ограничить права клиентов банков, так и сделать коммерческие банки “донорами” бюджета. “Считаем, что все новые требования не совпадают с интересами простых людей. Выбирать банк должен конечный потребитель услуг. Ни работодатель, ни государство не имеют права препятствовать ему в этом”, — говорит первый заместитель председателя правления “ПриватБанка” Олег Гороховский.
Исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова считает, что постановление №37 Кабмина дискриминирует как коммерческие банки, так и непосредственно граждан Украины. Она напоминает, что правительство распоряжается деньгами, которые являются бюджетными лишь до тех пор, пока находятся на счету государственной компании. “Как только они перечисляются на счет физического лица в качестве зарплаты или социальной выплаты — эти средства становятся собственностью конкретного человека”, — объясняет Коробкова.
В свою очередь директор казначейства “Альфа-Банк Украина” Владимир Лотоцкий отметил, что фундаментально неправильно связывать вложение в те или иные активы с возможностью обслуживать клиентов. Тем более, когда эти активы никак не связаны с данными клиентами. “Увеличение портфеля ОВГЗ на балансе банка несет в себе определенные риски: ликвидности, ценовой и процентный. Наличие или отсутствие бюджетников никак эти риски не снижает”, — сказал он.
По его мнению, увеличение доли ОВГЗ в активах банка — это довольно рисковое предприятие. Особенно сейчас, когда не исключены процессы реструктуризации или списания задолженности по государственным долгам.
“Привязка к ОВГЗ является не совсем корректной. Мы понимаем, что ОВГЗ помогают закрывать дефицит бюджета. И связывать этот процесс с коммерческими банками не правильно. Особенно, когда банки должны начинать стимулировать реальный сектор экономики”, – подтверждает экс-член Совета Национального банка Украины Василий Горбаль.