Новации Национального банка привели к тому, что валютный рынок уходит в тень.
Даже если НБУ разрешает банкам продать валюту бизнесу по фиксированным 12,95 грн/$, купить ее по задекларированному курсу все равно нельзя: банки вынуждают бизнес доплачивать разницу с реальным рыночным курсом.
Об этом в статье в ZN.UA пишет эксперт Андрей Блинов. Эксперт отмечает, что на межбанке НБУ уже не первую неделю не пропускает заявки, связанные с предоплатой импорта. У крупного бизнеса в этом плане большие проблемы из-за возникшего дефицита валюты. Как рассказали в компаниях, которые импортируют нефтепродукты, даже если Институтская дает добро на покупку валюты, купить ее по задекларированному курсу 12,95 все равно нельзя.
“В банках же не дураки работают: они знают, что сегодня рыночный курс доллара на гривну выше, вот и просят нас платить дополнительную комиссию, чтобы “добить” до нужного курса. А в последнее время все популярнее запросы на то, чтобы до рыночного курса мы “добивали наликом”, ведь экспортеры тоже не горят желанием продавать по 12,95″, – рассказал финансовый директор топливной компании. Он в курсе нюансов работы банковской системы – у компании есть счета сразу в шести украинских банках. И везде правила приблизительно одинаковые. Новации Национального банка привели к тому, что валютный рынок уходит в тень.
Скажем, еще недавно объем торгов на межбанке составлял 300-500 млн долл. в день. Сегодня это уже 150-250 млн. Упала ли украинская внешняя торговля в одночасье в два раза? Ясно, что не упала. Значит, вовсю идет тенизация. И нельзя сказать, что курс черного рынка не сближается с официальным: если две недели назад спред составлял около гривны, то сегодня – 50-65 копеек. Однако следует понимать, что, продавая лишь по 230 долларов в одни руки и создавая таким образом ажиотаж, Нацбанк не только не снимает неудовлетворенный спрос с рынка, а напротив, только наращивает его. В перспективе решить эту проблему можно двумя способами. Либо увеличить продажу всем желающим (на это может потребоваться свыше миллиарда долларов) и максимально сблизить курс черного рынка с официальным, либо напротив – прекратить после выборов подпитку банковских касс долларом.
И то и другое выбьет почву из-под ног мелких спекулянтов. Судя по переговорам с МВФ об увеличении финансирования и готовности по максимуму использовать золотовалютные резервы в ходе нынешнего кризиса, Институтская рассчитывает на первый вариант. К тому же замораживание курса на уровне около 13 грн/$ существенно снизит потребности банков в докапитализации, нежели это было бы при более высоком курсе американской валюты.