Планы российского правительства возобновить скупку валюты на рынке и ограничить укрепление рубля вдохновили американских спекулянтов на то, чтобы начать пересмотр своих позиций.
За неделю, завершившуюся 24 января, хедж-фонды, торгующие на бирже в Чикаго, увеличили ставки против рубля на 23%. Их совокупная короткая позиция по фьючерсам и опционам на курс российской валюты к доллару достигла 5620 контрактов, что эквивалентно покупке долларов на сумму в 14 млрд рублей.
Рост ставок против рубля стал максимальным за месяц, а их общий накопленный объем – рекордным с конца сентября, сообщила Комиссия по торговле товарными фьючерсами США.
Впрочем, вложения в рост российской валюты по-прежнему выше и составляют 19146 контрактов или 47,8 млрд рублей.
В игру на падение рубля вовлечены, согласно статистике, четыре крупных американских игрока. Свои позиции они поступательно наращивают с середины декабря.
На российском фьючерсном рынке ставки против рубля имеют 85% мелких игроков и 66% трейдеров-юрлиц, свидетельствует статистика Московской биржи.
Настроения участников резко изменились во второй половине прошедшей недели после того, как Минфин объявил о планах направлять в валюту все доходы бюджета от цен на нефть выше 40 долларов за баррель. Суммарный объем ставок на ослабление рубля вырос на 113 тысяч контрактов или 67,8 млрд рублей.
С 25 по 27 января более трех тысяч частных трейдров закрыли ставки на укрепление российской валюты, более 4 тысяч – открыли позиции на ее падение.
Валютные операции Минфина приведут к ослаблению рубля на 3-5 рублей против доллара при неизменных ценах на нефть, объем интервенций может достигать 100 млн долларов в день, отмечают в обзоре аналитики Райффайзенбанка.
Наиболее серьезный риск для рынка заключается в бегстве инвесторов из рублевых облигаций, в том числе облигаций федерального займа, предупреждает аналитик ФК «Уралсиб» Ольга Стерина.
Иностранные фонды в 2016 году купили российский гособлигаций на 500 млрд рублей, обеспечив приток на рынок валюты, который поддерживал рубль.
Речь идет об операциях кэрри-трейд: нерезиденты берут дешевые кредиты в валюте, конвертируют ее в рубли и покупают российские облигации, которые приносят доходность больше 8% в год, объясняет заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.
Если рубль стабилен или укрепляется, иностранцы имеют возможность перевести полученную прибыль обратно в валюту без потерь. Если же этот горячий капитал начнет выходить из российских активов, надутый пузырь лопнет.
«Это стандартный механизм подготовки будущего валютного/финансового кризиса в России (и не только), который уже сработал три раза, и, видимо, может сработать четвертый», – говорит Миркин.