Последние новости
20 января 2025
17 января 2025
16 января 2025

Кто больше всех зарабатывает на государстве

no image

Группа "Континиум" возглавляет ТОП-10 главных тендерных фаворитов Украины

Во времена Виктора Януковича список тендерных чемпионов выглядел так: структуры его сына Александра Януковича и самого богатого бизнесмена Украины Рината Ахметова делили первое и второе места, а за ними следовал почти весь “иконостас” Партии регионов. В то время большинство из них зарабатывало на поставках энергоносителей (угля, дизельного топлива, бензина), дорожных подрядах, а также продажах различного оборудования и сырья. Сейчас на смену им пришли другие люди, торгующие в основном топливом, и не связанные, как раньше, напрямую с партией власти, – пишет в своей аналитической публикации “Деловая столица”.

Сейчас многое изменилось – после оккупации проросийскими боевиками части Донбасса в 2014 г. “угольная тема” уже не играет ключевой роли в тендерных закупках. К тому же большая часть ключевых заказчиков угля – энергогенерирующие компании “Днепрэнерго”, “Западэнерго” – в 2012 г. были приватизированы группой ДТЭК Рината Ахметова. Компания “Донбассэнерго” была продана донецкому бизнесмену Игорю Гуменюку, который, по слухам, действовал в интересах все того же Александра Януковича, в 2013 году. После этого у государства остался контроль лишь над компанией “Центрэнерго”.

“Усыхание” тендерных закупок видно и по общим цифрам. Если за 9 месяцев 2012 года было проведено 114 тыс тендеров на 365 млрд грн, то за аналогичный период 2016 года – 145 тыс тендеров на 167 млрд грн. И это с учетом инфляции за последние несколько лет.

Еще одной причиной, по которой государство стало покупать существенно меньше – отсутствие, как в 2012 году, торгов гособлигациями на деньги Нацбанка, который таким образом, по сути, закрывал часть дефицита госбюджета с помощью монетарной эмиссии: с 2008 по 2014 год объем ОВГЗ в портфеле Нацбанка вырос почти в 70 раз – с 5,6 млрд грн до 389 млрд грн.

“Снижение объемов монетарной эмиссии в 2015-2016 году стало одной из ключевых причин макроэкономической стабилизации в Украине после кризиса 2014-го”, – считают в аналитической организации VoxUkraine.

Анализ 300 крупнейших тендеров за 8 месяцев этого года на общую сумму 59 млрд грн. определил Топ-10 главных тендерных фаворитов.

На первом месте оказался поставщик топлива – группа “Континиум” (владеет сетью АЗС WOG) Степана Ивахива, Сергея Лагура и Петра Дыминского. С начала 2016 года их структуры выиграли несколько десятков тендеров разного калибра на поставку госструктурам нефтепродуктов (в основном, дизельного топлива для нужд “Укрзализныци” и Минобороны).

На все том же втором месте остался Ринат Ахметов, однако с существенно меньшим “уловом”, чем раньше. Теперь его предприятия зарабатывают на государственных заказчиках, главным образом, поставляя им металлопродукцию (этим занимается холдинг “Метинвест” – крупнейший производитель стального проката в стране). Кроме него, в числе представителей “старой гвардии”, оставшихся при деле после смены власти, находится владелец Group DF Дмитрий Фирташ. Его структуры продолжают числиться ключевыми поставщиками принадлежащего ФГИУ “Сумыхимпрома”, который де-факто контролируется людьми самого Фирташа в рамках процедуры санации. Так, в апреле этого года “Сумыхимпрома” заказал фосфориты почти на 1 млрд грн у близкой к Фирташу компании “Титан Украины”.

На третьем месте в рейтинге очутился Константин Григоришин – благодаря миллиарному подряду его завода “Запорожстрансформатор” на поставку трансформаторов для государственного “Укрэнерго”, полученному в феврале. Следом за ним идет главный конкурент “Континиума” в сфере снабжения госпредприятий нефтепродуктами “Галнафтогаз” (сеть АЗС “ОККО”) Виталия Антонова, трубный король Виктор Пинчук со своей компанией “Интерпайп”, соратник Геннадия Кернеса Максим Мусеев, которого связывают с харьковским подрядчиком местного метрополитена компанией “Ваго-Рев”, мэр Одессы Геннадий Труханов с близкой к нему автодорожной группой “Ростдорстрой” и т.д.

В 2016 году, в сравнении с 2012 годом, на государственных тендерах стало гораздо меньше фиктивных “прокладкок”.

Но сомнительных тендеров, когда подряды на сотни миллионов получают малоизвестные фирмы, еще достаточно.


Все статьи