Община самого влиятельного на востоке Украины Успенского монастыря в с. Никольское Донецкой обл. выступила с заявлением в связи с т.н. «Обращеним Церквей и религиозных организаций к украинскому народу», в котором предстоятель канонической УПЦ МП митрополит Владимир вместе с лидерами украинских раскольников, униатов и протестантов агитирует за ассоциацию с ЕС.
«Данный документ не должен вводить в заблуждение украинских граждан своим названием, – предостерегают члены многотысячной Никольской общины. – «Некоторые соображения», в нём изложенные, ни в коей мере не являются выражением позиции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросу «европейской интеграции», но отражают личную гражданскую позицию митрополита Владимира (Сабодана), которую он разделяет с представителями раскольнических, сектантских, инославных и нехристианских религиозных объединений Украины».
Основываясь на «единодушном соборном мнении братии и сестер Обители и ее многочисленной духовной паствы», авторы заявления считают, что гражданская позиция верных чад УПЦ МП в противоположность выраженной их Предстоятелем, всегда состояла и состоит в том, что они последовательно отвергали навязываемые им ценности «европейского цивилизационного пространства» и строили свою общественную и государственную жизнь в неразрывном братском единстве с русским и белорусским народом».
«Законодательный отказ от христианской идентичности европейских граждан, ювенальный киднепинг на государственном уровне, запрет главных христианских праздников и дискриминация христиан, воинственная пропаганда половых извращений и растление детей – это не наш путь!» – заявляет община.
Характеризуя воззвание за евроинтеграцию Украины, как пронизанное «лицемерным и лукавым духом», оппоненты митрополита Владимира напоминают ему о «ещё более зловещих персонажей библейской и церковной истории». Например, «умиротворяющий» пассаж о том, что европейский цивилизационный выбор «не может считаться противопоставлением Украины нашему историческому соседу – России» сравнивается с поцелуем Иуды. Вторым «иудой», ставшим ориентиром для руководства УПЦ, назван Иван Мазепа. Ну а третий – т.н. «патриарх Филарет», вслед за которым и поставил свою подпись канонический митрополит Владимир.
Община подчеркивает, что их позиция определяется завещанием основателя монастыря – весьма почитаемого в православном народе старца – схиархимандрита Зосимы (Сокура). В нём, в частности сказано: «Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей… оставляю последнюю свою волю:
…Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или «законная», – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение».