Основная идея в том, чтобы разнообразие среди киноакадемиков привело к разнообразию среди номинантов — гендерному, расовому, этническому и по признаку сексуальной ориентации.
В Лос-Анджелесе 14 января были объявлены номинанты на 88-ю премию «Оскар». Оказалось, что во всех четырех актерских номинациях не представлен ни один чернокожий артист (как и годом ранее). Состав номинантов вызвал резкое осуждение в американских СМИ, в соцсетях, где вновь стал популярен хэштег #OscarsSoWhite, и в кинематографическом сообществе. Шквал критики привел к реальным результатам: президент Академии Шерил Бун Айзекс пообещала сменить состав организации.
Белый Оскар. В 2015 году на премию «Оскар» не был номинирован ни один афроамериканец — до этого подобное случалось в 2011-м, а еще ранее — в 1998-м. Год назад в США критики отмечали, что на награду несправедливо не выдвинули Дэвида Ойелоуо, исполнившего роль Мартина Лютера Кинга в фильме «Сельма». Однако тогда многим показалось, что подобный расклад — все-таки исключение, а не закономерность, и скандал быстро сошел на нет. В 2016 году в числе номинантов вновь не оказалось ни одного чернокожего актера, и в этот раз на Академию посыпались обвинения в расизме с удвоенной силой. Тот же Ойелоуо, борец за права афроамериканцев, заявил, что второй год подряд — это уже непростительно.
Кого прокатили в 2016 году. Традиционно после оглашения номинантов на «Оскар» СМИ составляют списки тех, кого, по их мнению, незаслуженно обошли вниманием. В 2016-м были названы несколько чернокожих актеров: Идрис Эльба, сыгравший роль второго плана в драме Кэри Фукунаги «Безродные звери», Сэмюэль Л. Джексон — в «Омерзительной восьмерке», Майкл Б. Джордан, исполнитель главной роли в фильме «Крид: наследие Рокки», и Уилл Смит — в картине «Защитник». Правда, без номинаций в этом году также остались Квентин Тарантино, Ридли Скотт, Аарон Соркин и многие другие талантливые люди.
Реакция и бойкот. Одной из первых шорт-листы «Оскара» прокомментировала жена Уилла Смита актриса Джада Пинкетт-Смит. Она написала в твиттере, что афроамериканцы часто развлекают публику на «Оскаре» и раздают награды, но почему-то сами редко получают премии, и призвала не ходить на церемонию вручения статуэток. В более резкой форме высказался актер и режиссер Спайк Ли, объявивший бойкот «Оскару» и сравнивший отсутствие чернокожих номинантов с сегрегацией. Актер Идрис Эльба призвал к большему гендерному и расовому разнообразию в кино — как перед камерой, так и за ней, отметив, что между мечтами и возможностями — пропасть.
Тем не менее, нашлись и те, у кого номинанты на «Оскар» не вызвали возмущения. Например, режиссер Джон Синглтон — первый афроамериканец, который был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, — сказал, что его совершенно не расстраивают шорт-листы, потому что списки всегда получаются очень субъективными, сама премия — лотерея, а великие фильмы зачастую не получают признания сразу после выхода на экраны. По словам Синглтона, люди жалуются каждый год, даже когда чернокожие есть среди номинантов.
Результат. Призывы бойкотировать премию заставили президента Академии Шерил Бун Айзекс пойти на смену состава организации — она пообещала, что в 2016 году будет пересмотрена система набора новых членов. Основная идея в том, чтобы разнообразие среди киноакадемиков привело к разнообразию среди номинантов — гендерному, расовому, этническому и по признаку сексуальной ориентации.
Состав Академии. Американская академия, которую десятилетиями обвиняют в субъективности, объединяет около 5,5 тысячи человек — представителей различных областей киноиндустрии. По данным газеты The Los Angeles Times, на 2012 год 94 процента академиков были белыми, 77 процентов — мужчинами, 54 процента — старше 60 лет. Шерил Бун Айзекс — первая афроамериканка, ставшая президентом Академии, — объясняла, что в последние четыре года организация принимала ряд шагов, чтобы разнообразить состав, но изменения происходили очень медленно.