Газпром продолжает давать своим покупателям поблажки. Для своего крупнейшего потребителя, немецкой E.ON Ruhrgas, госмонополия даже согласилась изменить своей тридцатилетней привычке и отвязать стоимость газа от цен на нефть
Похоже, Газпром понял, что при прежней жесткой ценовой политике он рискует не только не расширить свое присутствие на европейском газовом рынке, но и потерять уже имеющуюся долю.
Как пишет издание, Газпром согласился установить для E.ON Ruhrgas более гибкие условия объемов закупок газа, а также цен на него, пишет немецкая Handelsblatt. По словам предправления E.ON Ruhrgas Бернхарда Ройтерсберга, в частности стоимость определенной части газа в будущем могут не привязывать к стоимости нефти, как было на протяжении последних трех десятилетий. Он отметил, что детали соглашения еще будут отрабатываться, но основные параметры уже согласованы. В прошлом году в Германию было экспортировано 31,6 млрд куб. м российского газа.
Основную часть газа Газпром продает в Европу по долгосрочным контрактам, в которых цена газа привязана к нефтяным котировкам с лагом в шесть – девять месяцев. Однако из-за увеличения предложения сжиженного природного газа (СПГ) на европейском рынке возник переизбыток сырья. И твердо установленные контрактами цены Газпрома с прошлого года существенно превышают стоимость сырья на спотовых рынках. Из-за этого в 2009 году многие покупатели монополии старались закупить минимум российского газа, который был предусмотрен контрактами take or pay (“бери или плати”).
По данным Федеральной таможенной службы, физические объемы экспорта российского природного газа в дальнее зарубежье в 2009 году снизились на 23,9%, до 120,5 млрд куб. м. Добыча Газпрома в прошлом году упала до рекордно низкой отметки за всю его историю – 462,2 млрд куб. м, что на 16% ниже уровня 2008 года, отмечает издание.
E.ON Ruhrgas не первая, кому Газпром изъявил готовность идти на уступки. Вчера вице-премьер России Игорь Сечин сообщил, что холдинг обсуждает с Анкарой возможность снижения цены на поставляемый в Турцию российский газ. “Бизнес должен быть взаимовыгодным. Компромисс – это то, к чему надо стремиться”, – отметил вице-премьер. А в начале недели The Wall Street Journal писала, что итальянская ENI SpA договорилась с Газпромом о покупке газа по более гибким ценам.
Уступки Газпрома вполне адекватны в текущих условиях, но вряд ли он отказался от долгосрочных контрактов, отмечает аналитик ИК Велес Капитал Дмитрий Лютягин. Скорее всего, более 60–70% газа в долгосрочной перспективе все же будет продаваться по фиксированным контрактным ценам, так как специфика газового рынка и доставки сырья сохраняется, даже при условии роста доли СПГ. В прошлом году объем трейдерских операций Газпрома в Европе (которые проходили, вероятно, по спот-рынку) составлял 20%, доля контрактного газа – 80%. Весьма вероятно, что в этом году еще ряд покупателей будут просить холдинг о росте доли неконтрактного газа, считает эксперт.
По прогнозам, ситуация на газовом рынке может стабилизироваться на предкризисном уровне 2007 года примерно в 2012–2013 годах. Во многом это будет зависеть от того, как будет развиваться направление нетрадиционного газа в США и Европе и как производители газа (Норвегия, Катар, Россия и ряд стран Ближнего Востока) договорятся о сферах влияния на рынках сбыта. “Полагаю, что их этот вопрос сейчас весьма волнует, сбалансировать поставки со спросом можно благодаря набирающей вес “газовой ОПЕК”, – заключает г-н Лютягин.