Там, где работают телевизионные технологии, красота мир не спасает. Прежде всего — когда идет речь о красоте телеведущих
Стоит пощелкать переключателем, бегло просмотреть выпуски новостей и ток-шоу, чтобы убедиться: красивых женщин в стране много. При этом впечатление и от новостей, и от ведущих преимущественно тяжелое. Это нашим красавицам-ведущим классик российского театра Станиславский сказал, что надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе. Однако большинство хорошеньких, красивых и очень красивых ведущих думают не о том, что говорят в кадре, а о том, как выглядят. Это всегда заметно. Когда сообщение о трагедии с человеческими жертвами произносится с воодушевлением, а иногда и с улыбкой, красота превращается в собственную противоположность.
Тревога ведущих по поводу собственной внешности часто бывает оправданной. Особенно, если это единственный капитал работницы экрана. К тому же есть существенное отличие в том, как выглядит человек в жизни и на экране. Как-то пришлось проехаться в лифте телецентра на Сырце в обществе двух популярных ведущих. «Звезд» заметил только в момент, когда они выходили на нужном этаже. Режиссеры, гримеры и операторы творят с ведущими настоящие чудеса. А те, в свою очередь, творят чудеса для нас. И главное из них — завоеванное доверие миллионов телезрителей. Конечно, если такое происходит. А случается это все реже.
«Очень важно, чтобы у зрителя не возникал вопрос: «Девочка, ты кто такая и на каком основании учишь меня жить?» — считает Светлана Коляда, которая не один год проработала ведущей новостей, а в качестве продюсера запустила в Украине несколько нишевых телеканалов. Для отечественного телевидения молодость сотрудников — это проблема, считает госпожа Коляда. Она уверена: для женщины в кадре оптимальный возраст — 35 лет. «Репортер, а тем более — ведущий после сорока — у нас редкая птица. Потенциал опытных журналистов и ведущих пропадает зря, а вместо этого в кадре работают люди, к профессиональному уровню которых много вопросов»,— отметила госпожа Коляда в разговоре с «i».
А бывший телеведущий и выпускающий редактор информационных программ центральных каналов Дмитрий Гнап убежден: если владелец канала заинтересован в доверии зрителей к новостям, он не допустит в кадр сотрудника или сотрудницу моложе 40. Чтобы подводки ведущего в студии звучали осмысленно, следует не меньше 10 лет поработать репортером. «Нужен профессиональный и житейский опыт, который позволит и на нестандартную ситуацию в студии адекватно отреагировать, и вызвать доверие у зрителя»,— сказал «i» господин Гнап. Ему непонятно, зачем ведущим длинные ноги, как того нередко требуют у претенденток на работу телеведущими. «Ведь ноги у ведущих новостей всегда под столом»,— отмечает он.
Именно девушек с модельной внешностью в возрасте от 18 до 30 лет искал в интернете телеканал «Киевская Русь», который позиционирует себя как православный. Нужны красавицы для работы ведущими. А вот интеллектуальные требования для будущих звезд эфира не слишком высоки: владение украинским и русским языками, а также персональным компьютером. Светлана Коляда отмечает: все чаще определяющим критерием при приеме на работу желающих стать ведущими становится внешность. И здесь последнее слово — за акционерами каналов. «Определяющую роль играют подходы и вкусы владельцев. И это негативно отражается на новостях, поскольку предпочтение отдают тем, у кого стройные ноги и фигуры, но нет ни малейшего представления о будущей работе»,— отмечает телеменеджер. «На моей памяти только одна из многочисленных победительниц конкурсов красоты смогла стать настоящей ведущей. Это стало возможным благодаря серьезной работе девочки над собой»,— говорит Светлана Коляда. Она подчеркивает: для работы в кадре, кроме внешности, нужны — отличное знание языка, совершенная дикция, поставленное дыхание и понимание того, о чем говоришь.
А ведущая ТСН Юлия Бориско уверена: если хочешь стать телеведущей, надо посылать резюме, несмотря ни на что. «Резюме надо посылать, даже если в объявлении написано 90-60-90»,— считает известная ведущая. Она полагается на естественный отбор, который не допустит в студию очевидных бездарей. Сама Юлия Бориско прежде, чем занять место ведущей, не один год проработала телерепортером. И претенденткам в «телезвезды» советует получить репортерский опыт. «Я советовала поработать несколько лет журналистом, а когда они морщили свои хорошенькие носики, добивала: ну, что ж, остается только диван в кабинете влиятельного дяди»,— говорит ведущая ТСН. Она сама пишет для себя подводки, но коллег за незнание политики и экономики не осуждает. «Единицы возьмутся за учебу, остальных используют и выбросят»,— считает госпожа Бориско. Она признает: телевидение «желтеет», а потому и к ногам, и к сиськам ведущих — повышенное внимание. Одной из причин «желтизны» ведущая считает снижение уровня зрительской аудитории.
С ведущей ТСН согласен и руководитель группы редакторов общественно-публицистических программ Первого Национального Сергей Неретин. «Телевизионная аудитория по сравнению с 90-ми радикально изменилась. И не в лучшую сторону. Согласен с российским музыкантом Шнуровым: попал на ТВ — значит придурок»,— отмечает господин Неретин.
Впрочем, в истории отечественного телевидения известны случаи, когда отличная интеллектуальная подготовка не спасала ведущих. Из собственного опыта знаю случай, когда немолодая ведущая специализированной экономической программы, которую производили на продакшн-студии, а размещали на одном из сетевых каналов, была убрана из студии по настоянию владельца канала. Хотя размещение программы шло в счет погашения долга телемагната, он поставил ультиматум: или меняйте ведущую, или программы в эфире не будет. А все из-за того, что у журналистки был резкий голос и нелепый парик на голове.
Успешный телеведущий — это совпадение многих черт и качеств, как профессиональных, так и человеческих. Многие из них являются результатом учебы и упорной работы над собой. Стопроцентная гармония природных и приобретенных качеств случается не чаще, чем выпадает джек-пот в лотерее. Но когда это происходит, выигрывают все — и менеджеры, и собственники каналов, и телезрители.