За двадцать постсоветских лет юмор стал отличным источником дохода. Сегодня обороты всей индустрии смеха в Украине исчисляются десятками миллионов долларов в год.
«Профессиональный Клуб веселых и находчивых (КВН) — уже давно не только способ приятно провести время. Сейчас это очень хорошо поставленный бизнес, в котором его главный товар — шутка — стоит совсем нешуточных денег», — говорит одна из бывших кавээнщиц. Именно поэтому собеседница «Эксперта» больше не участвует в играх: дорого.
Например, взнос с команды за участие в Премьер-лиге КВН — тысяча долларов. Плюс расходы на минимум двухнедельное проживание в другом городе. За это время нужно отработать и утвердить у редакторов клуба само выступление, реквизит, костюмы. Самое затратное — постановка номеров и работа авторов шуток.
Кстати, и в период становления и расцвета Клуба веселых и находчивых игры не были отделены от денег. Начинающие команды обращались за поддержкой в родной вуз или горсовет. Потом делали первые рекламные протоклипы, искали частных спонсоров, а затем это любительское движение эволюционировало в профессиональный бизнес.
Веселый конвейер Маслякова
Сейчас одна игра в профессиональном КВН в среднем обходится команде в шесть-семь тысяч долларов. Хорошая игра поощряется хорошими деньгами: годовой доход от телетрансляции веселых и находчивых игрищ только в Украине и России превышает, по самым скромным подсчетам, полтора миллиона долларов.
Правда, это неофициальные данные. Деньги, заработанные на шутках, любят тишину — как и все прочие деньги. Поэтому большинство опрошенных «Экспертом» авторов острот, участников шоу-бизнеса и продавцов юмористических образов согласились делиться информацией только анонимно. Буквально в традициях знаменитых венецианских карнавалов, дабы только компетентный читатель мог воскликнуть: «Маска, я вас знаю!»
Самое дорогое — работа профессиональных шутников, или, как их еще называют, гегеров (от английского gag — шутить, хохмить, а также вставлять отсебятину в текст пьесы). Часто это именитые кавээнщики, хорошо зарекомендовавшие себя в официальных играх. Когда такого профи приглашают поднатаскать команду перед выступлением, то за две-три недели он может получить несколько тысяч вечнозеленых.
Но это комплексная работа. А на рынке юмора продают товары и поштучно. Стоимость одной шутки стартует от десяти долларов. Иногда их и вовсе дарят. Бывает, команды берут остроты на пробу, а потом оплачивают только те, что пошли в эфир. «Средней стоимости нет. Всё зависит от бюджета команды и поставленных задач», — говорит гегер Игорь.
Помимо шуток профессионалы могут брать на себя и режиссуру. Сцена продолжительностью 20 секунд может обойтись команде в 500–600 долларов. Режиссеру в драматическом театре (не именитом, просто городском) столько, бывает, и в месяц не поднять.
Впрочем, тут уместнее аналогии не театральные, а спортивные. Всего у ООО «Творческое телевизионное объединение АМиК» — компании-организатора Международного союза КВН — шесть лиг, где самой престижной считается Телевизионная. Есть также неофициальные лиги КВН, не относящиеся юридически к АМиК. В региональных лигах команды ориентируются в основном на шутки собственного производства, остроты от опытных юмористов занимают от силы одну десятую часть. Кстати, кто не знает — АМиК расшифровывается как Александр Масляков и компания.
Справа — Александр Масляков, слева — другой известный комик |
Ближе к финалу команды усиливают профессиональную долю юмора. В Премьер-лиге и Высшей лиге выступления могут полностью состоять из шуток профессионалов. «Сейчас около 80 процентов команд работают с приглашенными авторами. Есть выступления, которые и вовсе полностью состоят из шуток сторонних авторов. Но обычно такие команды недолговечны», — признается Глеб Тимошенко, бывший игрок команды КВН ХАИ, а теперь телеведущий и организатор ивент-бизнеса (см. «Праздник каждый день за деньги»).
«В наше время считалось дурным тоном брать чужие шутки. Мы обходились собственным креативом. Сейчас отношения стали рыночными, шутки покупают. Первая украинская команда, созданная искусственно, — львовские ”Гусары”. Писали им шутки одесские авторы, тоже бывшие кавээнщики, с них всё и началось», — вспоминает Сергей Сивохо, игравший в КВН в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Теперь он продюсер и шоумен.
«В мое время команды тоже приглашали сторонних авторов. Хотя, конечно, процент шуток со стороны был в разы меньше, чем сейчас. Мы были одной из тех команд, которая почти всё делала сама. Но и у нас был свой приглашенный автор. Правда, тогда отношения на рынке шуток не были коммерческими, как сейчас. Взаимоотношения между командой и авторами были дружескими, а плата — символической», — говорит Глеб Тимошенко, игравший в КВН в первой половине 1990-х.
Сейчас, можно сказать, наступило время рынка, профессионалов и узкой специализации. Шутку, как любой востребованный товар, производят специальные люди за немалые деньги. И далеко не всегда получается лучше, чем у любителей 20–25 лет назад. В 1988-м, например, с экрана прозвучала рискованная по тем временам мини-реприза команды КВН Новосибирского государственного университета: «Ну, что, молодежь, о чём мечтаешь? — Партия, дай порулить!» (Для тех, кто моложе, поясним: тогда официально тиражировался лозунг «Партия — наш рулевой».) А на следующее утро ее повторяло полстраны — еще по привычке полушепотом.
Продавцы смеха
Сколько профессиональных производителей острот в Украине? Участники рынка говорят, что счет идет на сотни. Точно подсчитать вряд ли получится: юмор — товар трансграничный, шутки украинских авторов понятны всем жителям стран бывшего СССР. Впрочем, верх доходов — работа на российский рынок: он гораздо емче и богаче.
Шоумен и бывший кавээнщик команды «Запорожье—Кривой Рог—Транзит» Владимир Зеленский признается, что в начале 2000-х годов ездил на заработки в Москву: писал скетчи для команд КВН. Авторский гонорар в российской столице в среднем в два-три раза выше, чем в Киеве. Например, юморист Максим Галкин за шутку платит около 50 долларов.
Но везет не всем. Отследить и доказать свое авторство шутки в век высоких технологий очень тяжело. Ведь некоторые звезды вовсю грешат тем, что присваивают себе чужие шутки, не успевшие еще уйти в массы. Так, уже много лет существует термин «спетросянить» — по имени известного юмориста Евгения Петросяна.
В советское время у игроков КВН считалось дурным тоном использовать чужие шутки. Сегодня это распространенная практика, поставленная на финансовую основу |
В России гастрольный чёс популярной команды КВН (это до 20 выступлений в течение месяца) приносит три–пять тысяч долларов каждому участнику. Для молодых ребят — хороший гонорар, важные связи в шоу-бизнесе и возможность поездить по большой стране. В Украине узнаваемый образ позволяет молодой команде заработать гораздо меньше — 500–800 долларов на человека за тот же срок. В основном это доходы от ведения корпоративов и различных праздничных мероприятий.
«Это средняя цифра. Ведь в нашей работе есть сезонность. Время в декабре стоит в два-три раза дороже, чем в сентябре. Бывает на нашем горизонте и полный штиль — месяцы, когда совершенно нет заказов», — говорит одна из бывших кавээнщиц. Потому многие «акулы юмора» работают еще и в других сферах, как правило, смежных: на телевидении, радио, в продакшн-студиях, в рекламе.
Чтоб повысить доходы, команды идут на поклон к другим профессионалам — в ивент-агентства. А те веселым и находчивым находят покупателей. Какого-то определенного процента отчисления посредникам здесь нет. Диктовать условия заказчикам и обходиться без посреднических услуг пока могут только очень раскрученные артисты. Например, Андрей Данилко (сценический псевдоним — Верка Сердючка) или артисты «Студии Квартал-95». Такса за корпоратив с участием Сердючки — от 15 тыс. долларов, а свою работу в качестве конферансье бывшие кавээнщики оценивают в 30 тыс. долларов.
Один концерт «Студии Квартал-95» приносит, как говорят на рынке, до 250 тыс. долларов. За год Зеленский, Кошевой и Ко проводят четыре концерта. Общий оборот продакшн «Студии Квартал-95» оценивается СМИ более чем в десять миллионов долларов в год. Впрочем, Владимир Зеленский эту цифру не подтвердил.
Деньги из телевизора
Самые богатые хохмачи страны — те, которые хорошо знакомы каждому жителю бывшего Союза по телевизионной картинке. В первую очередь это работающие на телевидении бывшие кавээнщики.
Шутки рождаются в больших лабораториях. Например, на «Студию Квартал-95» Владимира Зеленского и братьев Бориса и Сергея Шерифов, тоже выходцев из среды КВН, трудится около полусотни авторов. Многие — из той же «песочницы».
Даже гуру советской шутки — Леонид Якубович, Геннадий Хазанов — тоже родом из страны КВН. Впрочем, старшее поколение прорывалось само, пользуясь лазейками в советской цензуре, работая на грани недозволенного. Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Григорий Горин — «самодельщики». То есть никакого профессионального образования — литературного или, скажем, циркового — они не имели. Кто технарь, кто медик.
Михаил Жванецкий: «Я всегда в выигрыше. Либо наша жизнь станет лучше, либо мои произведения останутся бессмертными» |
В последние годы в украинском эфире появились такие развлекательные передачи и шоу, как «Файна Юкрайна», Comedy Club UА, «Вечерний квартал», «Вечерний Киев», «Рассмеши комика», «Пороблено в Україні» и др. В прошлом году стартовал комедийный мультсериал для взрослых «Сказочная Русь». Примечательно, что из перечисленных передач только первые две — это адаптация крупных иностранных проектов, остальные — собственный продукт отечественных юмористов. Причем все они созданы на «Студии Квартал-95».
«Квартал» — вообще самый успешный сегодня проект в Украине, да и, пожалуй, во всём бывшем СССР. В прошлом году у этой продакшн-студии формат развлекательного шоу «Рассмеши комика» приобрели Казахский Независимый телевизионный канал, телеканал «Россия» и латышский Baltijos TV. Также известно, что «Студия Квартал-95» получила предложение из Соединенных Штатов. Американцы хотят купить право на производство передач в том же формате и их показ на территории США, Мексики и стран Южной Америки на три года. То есть наши юмористы видны даже из-за океана.
Но это далеко не единственный источник доходов выходцев из Кривого Рога. Они активно пробуют себя в других направлениях индустрии смеха. Комедийный сериал «Сваты» производства «Студии Квартал-95», стартовавший на «Интере» в 2008 году, приобрели каналы восьми стран. Российскому РТР 12 серий первых «Сватов» обошлись примерно в три миллиона долларов. Сейчас на экранах с успехом прошел уже шестой сезон «Сватов», причем в Украине Зеленского и его команду на корню скупил телеканал «1+1». По мнению медиааналитиков, услуги «Квартала» обходились «Интеру» не менее чем в 11 млн долларов в год.
Участники рынка убеждены, что их индустрии еще есть куда расти. «Телеканалы заинтересованы в юмористических шоу и передачах, которые легко и быстро погрузят зрителей в атмосферу шуточной реальности», — трактует экономику шутки Богдан Кутепов, бывший резидент Сomedy Club UA. Впрочем, он оговаривается: с юмором нужно угадать, чтоб он понравился зрителю. И здесь уже не поможет коммерческий расчет — необходимо чутье и везение. Ведь многие кавээнщики пытались запустить на телеканалах юмористические проекты.
Например, в конце 1990-х команда КВН ХАИ снимала комедийную программу «Люди в белом» для канала «1+1», но особого признания передача не получила. Тем не менее, по мнению Сергея Сивохо, на смену одним шоу и передачам будут приходить новые.
Поэтому украинские представители индустрии юмора всех поколений имеют в своем распоряжении огромное поле для реализации творческих планов. Не за так, разумеется.
Эксперт-Украина, №12(385) 1 апреля 2013 г.
http://www.expert.ua/articles/7/0/11247/