Спад в отечественной металлургии оказался в два раза меньшим, чем в США
В 2009 г. мировое производство стали сократилось на 8%, в Украине — на 20,2%. Однако наши конкуренты — Китай и Индия — сумели нарастить производство. В то же время западные страны пострадали от собственного протекционизма — кризис ударил по их сталеплавильным компаниям больнее всего.
Украина сохранила восьмое место в рейтинге мировых производителей стали, который ежегодно публикует The World Steel Association (worldsteel). По данным ассоциации, мировое производство стали в 2009 г. составило 1219,7 млн. т (-8,1% к показателю 2008 г.), в том числе украинские компании выплавили 29,8 млн. т стали, что на 20,2% ниже показателя 2008 г. (37,3 млн. т). Если сравнить итоги 2009 г. с пиковыми значениями 2007 г., то мировое снижение производства металла составило 9,4%, а украинское — 30,4%. Стоит отметить, что результаты работы украинских предприятий оказались намного лучше прогнозов, которые озвучивались в начале 2009 г. Ведь в некоторые месяцы зимы (конец 2008 г.— начало 2009 г.) сокращение производства стали в нашей стране достигало 60%.
Ожидалось, что по итогам года Украина покажет максимальное снижение объемов производства. Однако, по данным worldsteel, в топ-10 производителей стали — с худшим показателем: США (-36,4%), Германия (-28,7), Япония (-26,3) и Бразилия (-21,4%). И по итогам года США, с результатом 58,1 млн. т, уступили третье место рейтинга России (59,9 млн. т). Рост производства произошел только в двух странах: Китае (+13,5%) и Индии (+2,7%).
Аналитик ИК Phoenix Capital Александр Макаров отмечает: «Металлургия в развитых странах оказалась зажата в национальных рынках сбыта. Европейские, японские и американские металлурги могли бы сработать еще хуже, если бы не квоты и пошлины, которые защищают их рынки».
«В начале кризиса потребители, поддавшись панике, в первую очередь разрывали отношения с иностранными поставщиками. Однако по мере стабилизации ситуации и снижения спроса на рынках отдельных государств возобновились закупки металлопроката с наиболее низкой себестоимостью. Украинские производители благодаря вертикальной интеграции находятся в первой тройке мировых лидеров по себестоимости слябов и товарной заготовки»,— считает аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз.
В 2009 г. с 49,6% до 58,3% увеличилась доля стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), что говорит о перераспределении производства чугуна и стали из развитых в развивающиеся страны. При этом китайские производители разлили 47% мировой стали. Украина незначительно сократила свою долю в мировом производстве стали — с 2,8% до 2,4%.
Согласно имеющейся в распоряжении «і» информации, среди украинских предприятий наихудшие показатели в относительном выражении показали малые заводы — «Донецксталь-МЗ», Донецкий ЭМЗ, «Интерпайп — Нижнеднепровский ТПЗ» и «Днепроспецсталь», на которых снижение объемов производства составило от 40% до 52%. Отдельно выделим Макеевский МЗ, где в прошлом году было полностью прекращено производство стали и чугуна. В абсолютном выражении максимальное снижение производства стали зафиксировано у ОАО «ММК им. Ильича» и «АрселорМиттал — Кривой Рог» — 1,35 и 1,19 млн. т соответственно. При этом около 0,6 млн. т стали в 2009 г. было произведено новыми предприятиями из Донецкой области — ОАО «АзовЭлектроСталь» (Мариуполь) и ООО «Электросталь» (Курахово).
«Мы ожидаем роста производства стали в Украине на 12,5% до 33,5 млн. т в 2010 г. и 5,4% среднегодового роста производства стали в ближайшие девять лет. А вот металлургические компании из развитых стран вряд ли существенно улучшат свои показатели из-за более высоких затрат на производство 1 т стали. В этих регионах (ЕС, США и др.) основной акцент будет сделан на развитие прокатного производства»,— полагает Евгений Дубогрыз.
Его поддерживает Александр Макаров: «Доля БРИК в мировом производстве стали будет продолжать увеличиваться. Основной прирост выпуска ожидается как раз в Индии и Бразилии. Будут наращивать мощности и Россия с Китаем. В то же время в развитых странах металлургия постепенно умирает. Когда-то отрасль была стратегической для каждой страны, но за последние 15 лет она стала глобальной и потеряла свой привилегированный статус».