Сталеварам предстоит спасти экономику

9 ноября 2009, 0:08
no image

Металлургия должна стать локомотивом послекризисного роста и трамплином для инновационного развития

Помощь от международных финансовых организаций приносит Украине необходимое, но лишь временное облегчение. Для стабильного улучшения состояния экономики следует сконцентрировать усилия и ресурсы на поиске и восстановлении внутренних источников решения проблем производственной и финансовой депрессии. К примеру, дополнительный приток иностранной валюты, который необходим стране для стабилизации валютного рынка, можно было бы привлечь в Украину благодаря поддержке экспортноориентированных отраслей. В частности, только одна из них — черная металлургия — за год способна обеспечить приток валюты, сопоставимый с размерами кредита МВФ.

Ситуация в украинской экономике медленно, но стабильно улучшается, благодаря стабилизации базовой отрасли — промышленности. В сентябре падение промышленного производства было наименьшим с начала года — 18,4%, а кумулятивная отрицательная динамика за девять месяцев сократилась до 28,4%. При этом в сравнении с августом промышленное производство выросло на 1,9%, что свидетельствует о том, что дно падения уже как минимум достигнуто.

Объекты стимулирования

Украинские компании прошли период адаптации и могут оставаться на нынешнем уровне загрузки мощностей продолжительное время. В связи с этим ключевой задачей для украинских властей на данном этапе должно стать формирование действенных стимулов, которые должны подстегнуть активизацию промышленного производства.

В то же время, как показывает практика, стимулирование сразу всех отраслей заканчивается в конечном итоге распылением ресурсов и отсутствием значительного прогресса по всем направлениям. Необходимо четко выделить приоритетные секторы, рост которых не только позволит решить тактические задачи, но и даст импульс для восстановления всей экономики.

Зарубежные экономисты предлагают сконцентрироваться на поддержке прежде всего отраслей шестого технологического уклада: молекулярной биологии, генной инженерии, нанотехнологий, системы искусственного интеллекта и других. И действительно, экономически развитые страны успешно следуют по такому пути, вкладывая колоссальные средства в науко- и инвестиционно емкие отрасли. Однако проводить подобные шаги в странах развивающихся вряд ли рационально, поскольку перестроить хозяйство с четвертого (или даже третьего) сразу на шестой технологический уклад так же сложно, как трансформировать феодальную экономику в социально ориентированную.

Исторически сложилось так, что основой хозяйственного комплекса Украины является тяжелая промышленность, при этом доминирующей отраслью выступает черная металлургия (в 2007 г., по нашим данным, на нее приходилось 7% ВВП, 22% — всего объема промышленного производства, 32% — объема производства в обрабатывающей промышленности).

Смежные с черной металлургией отрасли формируют мощный горно-металлургический комплекс (ГМК), и его состояние мгновенно отображается на общих макроэкономических показателях Украины. Антикризисные меры, не учитывающие потребностей ГМК, попросту обречены на провал.

Этапы развития

До начала проникновения в Украину глобального финансового кризиса украинская металлургия развивалась как в количественных показателях, так и в качественных преобразованиях. Несмотря на устойчивую динамику снижения доли украинских металлургов в мировой выплавке стали, с 1999 г. в Украине наблюдался стабильный прирост производства металла. В более стремительном наращивании, очевидно, и не было смысла, поскольку страна потребляет не более 30% произведенного проката.

В сравнении с дном падения в 1994 г., в 2007 г. объемы производства стали почти удвоились и достигли отметки в 43,2 млн. т. Увеличение выручки за счет роста цен на мировых рынках металлопродукции, которые с краткими перерывами, но в целом стабильно росли с 2003 г. до июля 2008 г., позволило украинским компаниям не только довести загрузку своих мощностей до 95%, но и начать инвестировать в качественное обновление отрасли.

Кроме того, капитал, сформированный в металлургии и смежных отраслях, положительно влиял на развитие строительства, СМИ, банковской сферы, развлекательной инфраструктуры и пр. Вместе с тем черная металлургия в конце прошлого — начале текущего года, наоборот, стала катализатором кризисных явлений в экономике Украины. «Взнос» всего металлургического комплекса (черная металлургия и сопредельные области) в общем падении промышленности составил в І полугодии 15 процентных пунктов из 30, то есть практически половину.

Ворота для кризиса

Приходится констатировать, что в определенном смысле мировой кризис вошел в Украину именно через ворота металлургической отрасли. Очевидно, что докризисные темпы роста и объемы инвестиций были явно недостаточными по сравнению с теми объемами средств, которые украинские компании смогли получить благодаря действию налоговых льгот и экономии на цене приобретенных активов. Отрасли так и не удалось ни преодолеть существенное технологическое отставание от мирового уровня черной металлургии, ни диверсифицировать производство и сформировать достаточный рынок сбыта металлопродукции в пределах Украины.

Из-за резкого ухудшения общей ситуации в экономике потребление металла в Украине в 2009 г., по предварительным прогнозам, сократится вдвое, что лишает украинских металлургов существенного сегмента рынка.

Как ни парадоксально, в определенной степени отрицательно сказалась на отечественной металлургии и девальвация гривни. Большинство предприятий к началу кризиса только приступили к модернизации или же находились в процессе перестройки, и под эти процессы многие из них привлекали миллиардные внешние валютные займы. Высокая долговая нагрузка частично нивелировала положительный ценовой эффект девальвации для экспортеров.

С учетом указанных факторов, украинские компании в конце прошлого года фактически покинули внешние рынки, резко сократив поставки металла на экспорт. Это, в свою очередь, спровоцировало снижение загрузки мощностей более чем вдвое в сравнении с докризисным периодом. В ноябре 2008 г. металлурги выплавили только 1,6 млн. т металла, что оказалось наихудшим показателем за последние два десятилетия.

В денежном эквиваленте экспорт сократился еще сильнее, что стало одной из причин дефицита валюты в Украине: в октябре-ноябре прошлого года поставки металлопроката на экспорт сократились в три раза в сравнении со средним показателем в предыдущие благополучные месяцы. В докризисный период (І полугодие 2008 г.) экспорт продукции отрасли составлял 43,3% общего товарного экспорта страны, обеспечивая 30,8% валютных поступлений по текущему счету платежного баланса. В І полугодии 2009 г. цифры уменьшились (32,2% и 19,9% соответственно). К слову, если бы наши металлурги сохранили прежние поставки проката на внешние рынки, то даже при новых ценах страна получила бы в этом году дополнительно $6 млрд. Это почти столько, сколько в Украину поступило от МВФ с января на поддержку золотовалютных резервов.

Признаки восстановления

Октябрь и ноябрь прошлого года оказались дном падения металлургического производства. Цены на продукцию долгое время держались на минимальном уровне, только со ІІ квартала начав медленное восходящее движение.

В нынешнем июле отечественные металлурги достигли ? докризисного уровня загрузки мощностей (определенное снижение в августе было сезонным и прогнозируемым), укрепив позиции благодаря ряду моментов.

Во-первых, конъюнктура на мировых рынках несколько улучшилась. В середине лета цены на заготовку достигали $450 за 1 т (поставка на условиях FOB), а в странах Юго-Восточной Азии — до $500. Хотя сегодня наблюдается тенденция снижения, уже очевидно, что падения, аналогичного прошлогоднему, не будет.

Во-вторых, более чем в два раза снизилась себестоимость продукции благодаря тому, что украинские поставщики сырья для металлургов снизили цены более ощутимо, чем мировые производители. Так, стоимость концентрата упала со $125 до $54 за 1 т, кокса — с $376 до $126 за 1 т, металлолома — с $472 до $130 за 1 т. Если к началу кризиса себестоимость 1 т металлозаготовки составляла $585, то в июле она снизилась до $250.

В-третьих, некоторым металлургическим компаниям отчасти все же помогла девальвация гривни, хотя, как уже отмечалось, для предприятий со значительной долей валютных кредитов фактор девальвации оказался разрушительным, как и для большинства украинцев.

В-четвертых, правительство заморозило цены и тарифы на услуги естественных монополий, прежде всего на электрическую и тепловую энергию, железнодорожные перевозки, портовые сборы. Был введен мораторий на повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и электроэнергию, отменена 12%-ная целевая надбавка при продаже газа и НДС на импорт энергосберегающего оборудования, не производящегося в Украине.

В ближайшее время было бы целесообразно предоставить возможность для промышленных предприятий применять ускоренную амортизацию основных фондов третьей группы, освободить до 1 января 2011 г. от уплаты ввозных пошлин и НДС импортируемое энергосберегающее оборудование и комплектующие, которые не выпускаются в Украине.

Перспективы и приоритеты

В целом медленное, но устойчивое восстановление металлургической отрасли способствовало тому, что Украина, которая была лидером по падению объемов выплавки стали в начале года, по итогам восьми месяцев текущего года выглядит не так уж и пессимистично (см. рис. 3) на фоне других стран. Падение производства в Украине в сравнении с прошлым годом остается более глубоким, чем общемировой тренд, однако сократился разрыв с показателями стран-конкурентов, за исключением Китая и Индии, которым за счет внутренних стимулов вовсе удалось избежать спада производства. По итогам девяти месяцев 2009 г. глубина снижения производства по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. была меньше (-32%).

Мы прогнозируем, что в октябре-декабре по динамике украинская металлургия стабильно укрепится на уровне 2/3 докризисного уровня производства. Это не такой уж и плохой результат, поскольку еще в начале года перспективы виделись более мрачными. С другой стороны, возникает реальная угроза депрессии и консервации производства на этом уровне. Очевидно, в такой ситуации требуется программа конкретных мер по стимулированию производства.

Первоочередной приоритет — это прежде всего расширение внутреннего спроса. Его можно достичь путем реализации крупных металлоемких инфраструктурных проектов (строительство мостов, обновление железнодорожной инфраструктуры, ЖКХ). Согласно планам правительства, на будущий год определен ряд приоритетов инвестиционной деятельности, на которые запланировано выделить 27 млрд. грн. расходов стабилизационного фонда. Еще 45 млрд. грн. — сумма запланированных государственных гарантий для получения кредитов на финансирование инвестиционных проектов (развитие энергетики и энергосбережения, а также реконструкция транспортной инфраструктуры в контексте подготовки к проведению Евро-2012). В частности, 13 млрд. грн. предполагается выделить на развитие дорожного хозяйства, 3,5 млрд. грн. — на модернизацию аэропортов.

Кроме этого, государство должно внедрить ряд фискальных стимулов, которые ускорили бы техническое переоснащение отрасли. Следует серьезно изучить возможности уменьшения ставки налога на прибыль для той части прибыли, которая направляется на реинвестиции в производственные фонды.

Очевидно, что отрасль столь значительного масштаба, как черная металлургия, содержит в себе колоссальный многогранный потенциал для послекризисного восстановления экономики. Используя его, можно существенно ослабить зависимость Украины от международных заимствований. В следующем году Всемирная ассоциация стали (World Steel Association) прогнозирует дальнейшее улучшение конъюнктуры на мировых рынках. А это значит, что каждая гривня, направленная сегодня на поддержку отечественной металлургии, завтра будет увеличивать приток валюты в Украину, занятость населения, доходы в бюджеты всех уровней.

Поэтому, по моему искреннему убеждению, экономика быстрее всего способна восстановиться именно через активизацию работы металлургии.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи