Поставки удобрений зарубежным фермерам открывают отрасли перспективы
Осенний спрос на удобрения за рубежом стимулирует наших производителей увеличивать загрузку мощностей и дает надежду на успешное завершение сезона. При этом цена на продукцию химпрома растет.
Впервые после кризисного падения цен аммиак подрос в цене настолько, что химики стали посматривать на него, как на экспортный товар. «Мы надеемся, что к декабрю его стоимость составит не менее $290-300 за 1 т на условиях FOB»,— рассказал «i» начальник департамента «Азотэкспорт» концерна «Стирол» Александр Шатохин.
США нужен аммиак
Александр Шатохин объяснил свои ожидания тем, что традиционный рынок сбыта аммиака — США — затребует это удобрение в большом количестве. «В кризис покупатели ожидали максимального понижения цен, а теперь будут покупать аммиак в авральном порядке, поскольку логистические возможности своевременной доставки конечному потребителю ограничены»,— считает представитель «Стирола».
Напомним, падение стоимости аммиака началось в августе прошлого года с отметки $830 за 1 т. Если предположения господина Шатохина сбудутся, украинские химики усилят экспорт аммиака, поскольку цена $300 будет не только покрывать затраты на его производство, но и принесет прибыль впервые в этом году. До этого момента экспортом аммиака занимался практически только Одесский припортовый завод. Себестоимость этого удобрения у ОПЗ наименьшая в сравнении с другими производителями, поскольку завод не тратится на транспортировку аммиака к аммиакопроводу.
Наибольшую транспортную составляющую в себестоимости аммиака имеет ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» (не менее $40 на тонне). До кризиса предприятие могло перекачать на экспорт некоторый объем этого продукта через мощности «Стирола». Последний имеет ответвление от аммиакопровода и впускал коллегу из Северодонецка в свою трубу. Ныне на «Стироле» загружены работой два из трех аммиачных агрегатов, что позволяет перерабатывать аммиак в карбамид и продавать его на экспорт.
Сложившаяся ситуация со спросом на аммиак дает основание полагать, что вскоре его экспортом займутся все шесть производителей. Производители пока побаиваются предполагать, сколько нашего аммиака может съесть рынок Северной Америки, чего не скажешь о продукте, который пользуется на протяжении года довольно стабильным спросом, хотя и не радует значительным ростом цен. Речь идет о карбамиде.
Индусы ждут наш карбамид
«Через 10 дней мы ожидаем очередного проведения тендера Индией. Объемы закупок могут составить от 350 до 500 тыс. т. Доля наших производителей может составить около половины»,— предполагает Александр Шатохин. Он также надеется, что мочевина несколько подрастет в цене. Сейчас ее стоимость в порту «Южном» составляет максимум $235, что позволяет тому же ОПЗ рассчитывать на прибыльные продажи. Кстати, сейчас предприятие работает на полную мощность. По некоторым данным, все наработанные азотными предприятиями запасы карбамида на октябрь — более 200 тыс. т — реализованы на внешние рынки.
Таким образом, карбамид был и остается наиболее оптимистичным с точки зрения заработков продукт. Концерн «Стирол» может похвастаться отгрузкой еще одного вида удобрений, своей изюминки — гранулированного карбамида, на рынок США. На октябрь его поставки составили 25 тыс. т по цене $247-249 за 1 т.
В этом сезоне отгрузка карбамида наименее удачно шла на «ДнепрАзоте». Так, еще на прошлой неделе накопленные запасы этого удобрения на заводе составляли 80 тыс. т. Не исключено, что проблемы со сбытом карбамида, а также то, что по иску «ДнепрАзота» судебный исполнитель так и не открыл делопроизводство на момент продажи ОПЗ, сыграло злую шутку с руководством завода. Такие погрешности в менеджменте, судя по всему, стали последней каплей в терпении владельца «ДнепрАзота» — Игоря Коломойского. На прошлой неделе он полностью сменил состав наблюдательного совета и правление предприятия.
Селитра не в фаворе
Ложкой дегтя в продажах отечественных химиков по-прежнему остается аммиачная селитра. Отгрузка этого продукта на экспорт в большинстве своем осуществляется на рынок Латинской Америки, Турции. Турки покупают нашу селитру для собственного потребления, а экспортируют ту, что произвели, рассказывают представители наших химзаводов. За восемь месяцев этого года зарубежные рынки съели 219 тыс. т нашей селитры, 48 из которых пришлись на Турцию. «Сейчас на рынке аммиачной селитры наблюдается затишье. Производители так и не смогли добиться от покупателей повышения цены и сбывали товар по $148-150 за 1 т, в то время как еще в конце сентября они рассчитывали на цену $155 за 1 т»,— констатирует начальник департамента АПК и химической промышленности «Госвнешинформа» Дмитрий Гордейчук.
Ныне аналитикам и производителям сложно предположить, порадует ли этот продукт повышением спроса, скорее, наоборот. Они опасаются, что в начале ноября Бразилия введет пошлины на импортный нитрат аммония. На этом рынке сбыта наши химики с трудом выигрывают конкуренцию с российскими производителями.
Такие новости должны огорчить одного из четырех производителей селитры в Украине — «Ровноазот». Его менеджмент готовится к запуску мощностей после продолжительного простоя в связи с тем, что Минпромполитики все-таки настояло на включении предприятия в перечень заводов, для которых Кабмин удешевил газ до 1584,4 грн. за 1 тыс. куб. м на границе Украина — Россия. Судя по всему, на решение ведомства повлияли итоги переговоров совладельца «Ровноазота» Дмитрия Фирташа с премьер-министром Юлией Тимошенко, о которых говорили в тесном кругу химиков в последнее время. Вторым фактором, после низкого спроса на внешнем рынке, который предстоит преодолевать руководству завода, является засилье импортной селитры на территории западного региона Украины, куда, в частности, сбывал свою продукцию «Ровноазот».
Таким образом, из трех основных видов азотных удобрений, которые обеспечивали выручку нашим производителям, фаворитом остается карбамид и становится аммиак. Селитра пока не оправдывает ожиданий. Теперь о ней, а не об аммиаке, будут говорить, как об отмирающем продукте в среде производителей. Наиболее пострадает от такой ситуации черкасский «Азот», руководство которого сделало ставку на производство селитры и на внутреннего потребителя.