Ситуация на рынке энергетического угля продолжает оставаться в глухом углу тарифной политики
Обсуждение проблем энергетики на круглом столе, организованном парламентским комитетом по вопросам предпринимательства, свелось, по сути, к тарифам на электроэнергию и вреде квот на импорт топлива.
На круглый стол пришли представители всех крупных угледобывающих, углеперерабатывающих и энергетических предприятий — ДТЭК, Метинвест, ММК им. Ильича, НАК ЭКУ, а также чиновники из Минтопэнерго, Минуглепрома, Минэкономики, ГП «Уголь Украины», Украинского угольного союза, профсоюза рабочих угольной промышленности и представители частных шахт.
После представителей профильных министерств с докладом выступил директор ДТЭК Максим Тимченко. Несмотря на достаточно партнерские отношения его компании с государством, он заявил о том, что ГПВД «Укринтерэнерго» монополизировало рынок экспорта электроэнергии и препятствует выходу на рынок другим игрокам. «По результатам 2009 г. потери государственных ТЭС составят 3,6 млрд. грн., а дефицит денежных средств — почти 6 млрд. грн. В ближайшие месяцы склады заполнятся на 100%, а многие блоки при нынешнем финансировании и загрузке будут выведены из эксплуатации в ближайшие несколько лет»,— заявил господин Тимченко. По его подсчетам, увеличение тарифов на 10 коп. позволит выровнять ситуацию до конца года, при этом нагрузка для средней семьи увеличится лишь на 20 грн.
Не новую, но так и не реализованную за три года идею повышения тарифов поддержали все энергетики, в том числе — НАК ЭКУ. На складах НАК сосредоточено свыше 2 млн. т энергетического угля, еще 3 млн.— на ТЭЦ. «Мы покупаем ненужный нам государственный уголь, хотя у частников этот уголь намного лучше и дешевле. Мы работаем с рентабельностью, не превышающей 8%. Сегодня дотации составляют 19 млрд. грн. Необходимо повышать тарифы для населения, а не для промышленности. Во всем мире население платит больше, а промышленность меньше — тогда их товары конкурентны на мировых рынках»,— сказал чиновник от ЭКУ.
Тарифы для населения не повышаются с 2006 г., а в 2008 г. было последнее повышение тарифов для промышленности. Падение потребления электроэнергии с начала года составило 15% (до конца года прогнозируется падение еще на 12%), потребление энергетического угля сократилось на 23%, объем запасов вырос на 2 млн. т. При этом экспорт электроэнергии сократился почти на 70%.
Попытались повлиять на ситуацию в отрасли и добытчики угля, коксохимы и металлурги. В частности, гендиректор ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт (связывают с российскими угледобывающими компаниями) выступил категорически против введения квотирования на коксующийся уголь: «А если Mittal Steel захочет привезти свой уголь, а квоту он не получит, то ему придется закупать украинский уголь? Необходимо завозить 25-30% импортного коксующегося угля». По расчетам профильных министерств, необходимый объем импорта несколько меньше и составляет не более 3,7-5 млн. т (16-21%).
В разговор вмешался руководитель «Угля Украины» Олег Погодин. «Сейчас растет доля импортного угля из России, при этом наш уголь дешевле на 37%. Есть информация, что российские угледобывающие компании планируют увеличить стоимость угля на $5 за 1 т и на 6,5% увеличить тарифы на перевозки»,— сказал господин Погодин. Ему возразил директор дивизиона угля и кокса компании ООО «Метинвест Холдинг» Владимир Гусак: «Сколько бы я проработал на этой должности, если бы закупал более дорогой российский уголь, когда здесь есть более дешевый украинский?»
Участники сошлись во мнении, что качество украинского угля страдает, особенно из-за большого содержания серы. А для возобновления угольных аукционов необходимо пересмотреть алгоритм формирования стартовой цены — в целях ее снижения.
Результатом трехчасовой встречи стали рекомендации Кабмину и Раде от участников рынка, которые сводятся: к анализу энергетического баланса и принятию мер по оптимальному обеспечению всех потребителей отечественным углем; принятию мер по обеспечению улучшения расчетов за уголь; принятию нового сборника грузовых тарифов на услуги железной дороги; изучению целесообразности создания единых реестров добытчиков угля (с подтверждением объемов) и потенциальных потребителей (по частникам); изучению вопроса квотирования; изучению вопроса введения сертификации и лицензирования; анализу производственной цепи; принятию Радой соответствующих законодательных инициатив.
У опрошенных «і» участников собрания сложилось впечатление о бесперспективном развитии ситуации. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Это был просто разговор, и предпринимать что-либо для улучшения ситуации, похоже, никто не планирует»,— сказал «і» на правах анонимности один из представителей частных угледобывающих предприятий. А увеличить тарифы для населения не позволит до выборов президента премьер Юлия Тимошенко.
Также вчера парламент принял постановление Владимира Литвина по срочным мерам для урегулирования ситуации в угольной отрасли, которым предусмотрена закупка энергетического угля у угледобывающих предприятий всех форм собственности. Также в пакете принято и постановление Николая Мартыненко и Сергея Титенко, которым Кабмину рекомендуется сформировать резерв энергетического угля за счет средств Стабфонда, до 1 октября с.г. внести законопроект об особенностях приватизации угледобывающих предприятий, утвердить балансы производства и потребления отечественной угольной продукции, усовершенствовать механизм экспорта.