Колонка редактора
Сегодня на украинском рынке бартерных посредников возникнет конкуренция
Именно пятницу, тринадцатое, российский миллионер Герман Стерлигов выбрал для запуска площадки, которая поможет предприятиям обмениваться товарами напрямую, без использования денег. Месяц назад компания B2B запустила аналогичную площадку, где уже начали проходить сделки, в том числе крупные.
Я понимаю, почему производители товаров и услуг проявляют большую заинтересованность в подобного рода системах. Бартер всегда набирает популярность, когда стабильность национальной денежной единицы под вопросом. Сейчас как раз такой случай. Годовая инфляция составляет около 20%, курс вырос еще сильнее и, что не менее важно, сильно колеблется. Из-за оттока депозитов и ограниченного рефинансирования банков Нацбанком кредитование предприятий сворачивается, и компаниям не хватает оборотных средств. Бартер позволит обойтись без них.
Надеюсь все же, что уровень бартеризации в стране не вырастет до 40%, как это было в девяностых. Сейчас объясню почему. Мои родители работают на самом большом в стране сахарном заводе. Одно время несколько лет подряд зарплату выдавали в основном продукцией, сахаром. Желающие могли также кровно заработанные получить жомом и патокой, но это уже был совсем неликвид.
Да и сахар сбывать было непростым занятием. Сахарное производство — сезонное, оно длится месяца три-четыре, начиная с сентября. Сахар получали не только работники завода, но и колхозники, поставляющие заводу сахарную свеклу. У них первых сдавали нервы, они готовы были продавать сахар и дешевле номинала, лишь бы получить хоть какие-то деньги, тем более в преддверии новогодних праздников.
Чтобы выручить номинал или даже продать с прибылью, следовало ждать целых полгода, до лета. Но тогда возникала проблема хранения. Скажем, гараж для этих целей не подходил из-за сырости и испарений бензина. Так что хранить десятки (!!!) мешков по 50 кг приходилось дома. Многим детям, правда, такие рукотворные ландшафты в комнатах нравились, на них было удобно играть.
Но сейчас мне бы больше не хотелось повторения. Недавно изучая международный опыт бартерной торговли, я наткнулся на датированную 1874 г. гравюру, изображающую бартерную сделку. На ней изображен человек, расплачивающийся за годовую подписку газеты курицами.
Так вот, я бы не хотел получать зарплату годовыми подписками на свою газету, при всем к ней уважении. Хотя бы потому, что подписка сезонная, как и сахарное производство. И кто хотел — подписался. Разве только если газета договорится с моим банком, и мне не придется платить кредит, но это вряд ли.
Банки, конечно, в последнее время балуются бартером. Однако предложения банков несимметричны. Кто брал кредит на что-то существеннее, чем холодильник, тот меня поймет. В кредитном договоре права банка — целая страница, обязательства заемщика — еще одна, права заемщика — пара строк, обязательства банка — еще пара. Точно так же банки предлагают вкладчикам залоговое имущество и даже свои акции, но вряд ли будут брать товар в счет погашения кредита. Им и так залоги некуда девать.