О планах реформирования госкомпании и отношениях с Vanco International «і» побеседовали с первым замминистра охраны окружающей природной среды, главой наблюдательного совета НАК «Недра Украины» Сергеем Глазуновым Вопрос: Хватает ли у НАК и дочерних компаний финансовых и технологических возможностей, чтобы заниматься разработкой всех месторождений, на которые компания получила лицензии?
Ответ: Конечно, одного государственного бюджета недостаточно. Компанию в свое время создавали для того, чтобы она привлекала средства за счет договоров о совместной деятельности и использовала их на геологоразведочные работы. К сожалению, цель пока не достигнута. Последние годы компания работала не настолько эффективно, чтобы полностью обеспечить себя средствами для ведения работ.
В: Есть ли какие-то сложности с продажей лицензий на недропользование?
О: Мы могли бы сегодня выставить на аукцион минимум 20 специальных разрешений на ведение геологоразведочных работ с дальнейшей промышленной разработкой месторождений нефти и газа, но у нас нет необходимых для этого согласований с органами местного самоуправления. Процедура такого согласования затягивается, поскольку решение, согласно закону Украины «О местном самоуправлении», принимается на сессии областных советов.
В: Сколько месторождений будет выставлено на аукционы до конца года? Какую сумму планируется выручить?
О: Ориентировочно до конца года мы планируем выставить на аукцион 70 месторождений, если будут необходимые согласования с местными органами власти. План поступлений в бюджет в 2007 г. составляет 150 млн. грн. К слову, на проведение геологоразведочных работ в бюджете заложено 622 млн. грн. В прошлом году было на 20% меньше. С каждым годом на эти цели государство выделяет все большие суммы. По разведанным запасам нефти и газа Украина может обеспечить свою энергетическую безопасность на 35 лет вперед. Доля полезных ископаемых на душу населения у нас в 2,4 раза больше, чем в любой другой стране Европы. Но для добычи нужны колоссальные средства.
В: Не мешает ли привлекать инвесторов то, что сейчас договоры о совместной деятельности переоформляются с дочерних компаний на НАК «Недра Украины»?
О: В прессе поднимается нездоровый ажиотаж по поводу перезаключения договоров о совместной деятельности. Генеральная прокуратура неоднократно обращала внимание на то, что условия договоров о совместной деятельности, заключенных с частными компаниями, не отвечают интересам государства. Доля частных компаний, например на Сахалинском месторождении, составляет около 80%, доля государства в лице «Полтавнефтегазгеология», дочернего предприятия НАК «Недра Украины», соответственно, около 20%. «Укрнефть» сейчас получает 79% прибыли, полученной в результате совместной деятельности, а до недавнего времени получала 83%. Расторгать договоры никто ни с кем не собирается. Речь идет об изменении условий договоров в части распределения прибыли: предполагается до 50% увеличить долю лицензиата (т.е. дочерних предприятий НАК «Недра Украины».— Ред.). Также предполагается урегулировать механизм реализации углеводородов и уплаты лицензиатом рентных платежей, что полностью отвечает нормам законодательства. Все компании-инвесторы официально уведомлены о том, что НАК «Недра Украины» готова продолжить сотрудничество в рамках договоров о совместной деятельности с учетом интересов как инвестора, так и государства. С инвесторами неоднократно проводились переговоры относительно дальнейшего сотрудничества. К сожалению, они заняли довольно жесткую позицию в части пересмотра условий договоров.
В: Будут ли перезаключаться договоры на других месторождениях?
О: Будут. Правление и руководство компании будут наводить порядок. Все договоры о совместной деятельности будут пересмотрены.
В: В новых договорах изменится только распределение долей?
О: Этот вопрос будет одним из основных. Очевидно, что ни о каком силовом давлении речь не идет. Стороны должны сесть за стол переговоров, обосновать свои экономические показатели и договориться об адекватном распределении долей. Важно, чтобы интересы всех участников были максимально соблюдены.
В: Вернемся к Сахалинскому месторождению. Оно уже 27 лет в разработке. С чем это связано?
О: Это сложное месторождение. Кроме того, срок разработки зависит от средств, которые вкладывались в геологоразведочные работы. С 1999 г. финансирование работ было практически остановлено и возобновлено только в 2004 г.
В: В Государственной геологической службе весной говорили, что разработка Сахалинского месторождения уже практически завершена. Почему лицензию продлили еще на два года?
О: Все правильно. Осталось утвердить запасы, подготовить ТЭО, проект промышленной разработки и обустройства месторождения. На это потребуется около двух лет. Геологоразведка Сахалинского месторождения осуществлялась в течение длительного периода времени, поскольку данное месторождение, как известно, является крупнейшим нефтегазоконденсатным месторождением в Украине. «Полтаванефтегазгеология» дважды лишалась лицензии на это месторождение, что повлекло длительные судебные споры и приостановило геологическое изучение и опытно-промышленную разработку месторождения. Это и стало основанием для продления срока действия специального разрешения на пользование недрами Сахалинского месторождения.
В: Но «Укрнефть», которая является одним из субподрядчиков по разработке сахалинки, заявляет о многомиллионных инвестициях в нее.
О: Больше, чем государство, в геологоразведку данного месторождения не вложил никто. Государственные деньги — это около 350 млн. грн. Конечно, и инвесторами вложены немалые средства в освоение месторождения. Но государство все же вложило больше всех. Если говорить о доходе от совместной деятельности, я думаю, что все компании-инвесторы давно свои затраты окупили.
В: Вам не кажется, что было бы не совсем корректно уменьшать долю компаний, которые вкладывали значительные средства, исходя из первоначально заключенных договоров?
О: А корректно государству, которое вложило больше всех средств, получать 20-22% прибыли? Давайте мы покажем свои прибыли и заключим нормальные договоры, которые будут устраивать и государство, и частные компании.
В: Еще одним громким процессом стало соглашение о разделе продукции (СРП) с американской Vanco International. Почему его подписание постоянно откладывается?
О: Существует определенный порядок. Компания Vanco предоставила нам свой вариант соглашения. Он был рассмотрен рабочей группой, межведомственной комиссией, и правительство приняло решение, что СРП, которое было предложено, не отвечает интересам государства. В основном в нем представлены интересы инвестора. Согласно закону «О разделе продукции», мы имеем право разработать свой вариант соглашения. Мы работали над ним довольно долго, поскольку это первый подобный документ. Безусловно, мы должны защитить интересы государства, тем более, что на примере этого соглашения будут разрабатываться другие. Наш проект СРП 6 апреля 2007 г. был передан компании Vanco. 10 апреля Vanco обратилась в Кабмин с просьбой продлить на полгода срок подписания договора, что позволяет закон. 21 мая мы получили от них новую версию СРП.
В: Сколько времени потребуется на согласование двух вариантов? Если соглашение не будет подписано до назначенного срока — 21 ноября — предусмотрена ли возможность дальнейшей отсрочки?
О: Законодательством для переноса сроков отводится полгода. При плодотворной работе прийти к компромиссному варианту можно за два-три месяца. Давайте думать о лучшем. Мы заинтересованы в заключении СРП, компания Vanco заинтересована. Я думаю, что договор будет подписан.
В: Каким может быть в итоге распределение долей между сторонами?
О: Я бы не хотел говорить о распределении долей. Есть вариант распределения долей, с которым Vanco выиграла конкурс, и есть мнение украинской стороны, каким мы хотим видеть это распределение. Сейчас идет процесс переговоров, и, я уверен, мы найдем золотую середину.
В: Эти варианты очень отличаются?
О: Нет, разница между ними небольшая.
В: У вас нет ощущения, что Минтопэнерго тормозит переговорный процесс?
О: Почему? Наоборот, Минтопэнерго в нем заинтересовано. Представители министерства есть в рабочей группе, в межведомственной комиссии.
В: Недавно Минтопэнерго заключило соглашение с британской компанией CBM Oil о планах разработки шельфа Черного моря. Согласовываются ли с вами такие вопросы?
О: Сегодня «Черноморнефтегаз» (дочернее предприятие НАК «Нефтегаз Украины») имеет 19 спецразрешений на пользование недрами на шельфе. Они могут заключать договоры с кем хотят. Я рад, что у них появился инвестор и они могут полноценно разрабатывать данные месторождения.
В: В ближайшее время будут выставляться на конкурс другие участки шельфа?
О: Думаю, сначала нам нужно решить все вопросы с компанией Vanco, а потом уже двигаться дальше.
В: Планируется ли выставить на конкурс месторождения Скифского участка? Когда это может произойти?
О: Сначала нам необходимо делимитировать государственную границу с Румынией. В вопросах, касающихся международных отношений, делать прогнозы очень трудно. Пока этот вопрос не рассматривался.
В: Последнее время часто говорят, что у вас с Минтопэнерго некоторая напряженность в отношениях…
О: Противостояния между Минтопэнерго и Минприроды быть не может. Я не знаю, откуда взялось такое мнение. У нас отличные отношения.
В: А как вы относитесь к инициативе Минтопэнерго оставить за собой последнее слово в вопросе выделения лицензий на недра?
О: Я не слышал о такой инициативе Минтопэнерго. По крайней мере на согласование в наше министерство подобный документ не поступал.
В: Правительство уже несколько лет говорит о необходимости реструктуризации НАК «Недра Украины». Не отказалось ли оно от этой идеи? Если нет, то готов ли план реструктуризации и в чем она будет заключаться?
О: От идеи не отказались. А план реструктуризации, думаю, будет закончен через полтора-два месяца. Уже проведена полная инвентаризация компании, есть представление о состоянии, в котором она находится. Сейчас НАК «Недра Украины» ведет большую работу по перезаключению договоров о совместной деятельности, переоформлению лицензий.
В: Возможна ли ликвидация дочерних компаний при реструктуризации «Недр Украины»?
О: Сегодня этот вопрос рассматривается в отношении нескольких дочерних предприятий.
В: Каких именно?
О: Об этом говорить преждевременно — окончательное решение пока не принято.
В: Рассматривается ли вариант выведения НАК «Недра Украины» из подчинения Минприроды?
О: Нет, этого не будет.
В: Что вы можете сказать о работе НАК «Недра Украины» по результатам инвентаризации? В частности, каково финансовое состояние компании, насколько эффективно она работает?
О: Прошлый год НАК «Недра Украины» закончила с убытками более 4 млн. грн. На сегодня компания погасила значительную их часть, уменьшена задолженность по заработной плате. Показатели лучше, чем были на конец прошлого года, но не такие хорошие, как хотелось бы. Мы надеемся, что новое руководство справится с поставленной задачей и наведет порядок. (31 января 2007 г. главой правления НАК «Недра Украины» был назначен Эдуард Ставицкий, который сменил на этой должности Владимира Каретко.— Ред).
В: Недавно государственный концерн «Укратомпром» и федеральное агентство по атомной энергии России (Росатом) подписали протокол о намерениях сотрудничества в атомной отрасли, предусматривающий, в частности, возможность создания совместных предприятий в сфере добычи и обогащения урана. Насколько приемлемо для Украины участие россиян в разработке Новоконстантиновского месторождения урановых руд?
О: Лицензией на право разработки Новоконстантиновского месторождения до 2016 г. владеет Восточный ГОК, предприятие Минтопэнерго. Поэтому вопросы привлечения инвестиций и выбора подрядчиков — в компетенции Минтопэнерго.
В: Какие месторождения в Украине сопоставимы по запасам с Новоконстантиновским?
О: Месторождений достаточно, Украина входит в первую десятку в мире по разведанным запасам урана.
В: Украина также богата титановыми месторождениями. Почему титановая отрасль не развивается так активно, как могла бы?
О: Для развития любой отрасли нужны хорошие инвестиции. У нас уже разрабатывается несколько месторождений: пять — Иршанским ГОКом, одно — Вольногорским. Также вскрыто Волчанское месторождение в Днепропетровской области. Это новое месторождение, которое сейчас в стадии разработки. На все нужны деньги. У нас достаточно перспективные месторождения: Междуреченское, Стремиргородское, Федоровское, Тарасовское. Лицензия на Междуреченское месторождение, кстати, принадлежит ЗАО «Крымский титан», разработку ведет Иршанский ГОК. Никаких препятствий для развития нет, государство создает все условия для привлечения инвестиций. Но некоторые инвесторы готовы вкладывать средства только на словах.
Глазунов Сергей Николаевич родился 1 сентября 1958 г. в с. Гомельское Криворожского района Днепропетровской области. Окончил Криворожский горнорудный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство», инженер-строитель. До назначения на должность первого замминистра работал гендиректором, директором по капитальному строительству комбината ОАО «Северный ГОК».
НАК «Недра Украины» создана в 2000 г. Согласно законодательству, Минприроды выдает НАК «Недра Украины» лицензии на разведку и геологическое исследование тех или иных площадей. Лицензии находятся в распоряжении дочерних предприятий НАК. Их у компании 14. В том числе: «Житомирбурразведка» (Житомирская обл.), «Западукргеология» (Львов), «Крымгеология» (Симферополь), «Полтаванефтегазгеология», «Центрукргеология» (Черкассы), «Черниговнефтегазгеология», «Балаклеяпромгеофизика» (Харьковская обл.), «Агрогеофизика» (Харьковская обл.), «Горловразведка» (Донецкая обл.).
НАК «Недра Украины» в 2006 г. учредила систему конкурсного отбора инвесторов для работы на лицензионных участках компании. На сегодня проведено два конкурса, на которые были вынесены 15 лицензионных площадей. Итоги третьего конкурса будут объявлены 6 июля 2007 г.