В 2006 году Украина намерена привлечь в сахарную промышленность $200-300 млн. инвестиций
Украинские сахарные заводы стали привлекательными для инвестиций после того, как европейские цены на сахар начали расти, а количество производителей — уменьшаться. В Украинской аграрной конфедерации считают, что если тенденция сохранится, через пару лет Украина сможет восстановить объемы производства до 5 млн. т в год.
В июне прошлого года Евросоюз решил реформировать свой сахарный рынок, пытаясь снизить цены на свеклу и сахар. ЕС ввел компенсационные платежи тем сахзаводам, которые решат перепрофилировать производство (EUR520-730 на тонну мощностей по выпуску сахара.— Авт.), а нерентабельные и энергоемкие предприятия решено было просто закрыть. Тем временем мировые цены на сахар растут. Эксперты предрекают, что в ЕС останется мало производителей сахара, — это на руку Украине.
Президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонид Козаченко рассказал, что зарубежные компании уже заинтересованы в инвестировании «больших денег» в свеклосахарную отрасль Украины. «Если мы упустим шанс, если государственная политика не будет способствовать привлечению инвестиций, тогда деньги пойдут в Россию или к другим нашим соседям»,— отметил он. По мнению г-на Козаченко, если в Украину придут инвестиции, то через пару лет свеклосахарной отрасли удастся вернуть прежние мощности: еще в начале 90-х Украина производила более 5 млн. т свекловичного сахара. «И более того, мы в состоянии производить 8 млн. т сахара через пять лет после начала активного инвестирования!»,— уверяет он.
По словам г-на Козаченко, сахарной промышленностью Украины уже заинтересовались «Мэн Шугер», «Зюд Цукер», «Каргилл», российская «Доминант» и украинская «Ренессанс Капитал Украина». Последняя, заверил Леонид Козаченко, готова вложить сотни миллионов долларов.
Всего, по мнению президента УАК, в текущем году свеклосахарная промышленность страны реально сможет привлечь $200-300 млн. инвестиций. УАК участвует в разработке четырех инвестпроектов, согласно которым будут проданы 11 сахарных заводов. Планируется продавать не только заводы-банкроты, но и ныне действующие. Какие именно заводы будут проданы, г-н Козаченко уточнить пока отказался.
То, что свеклосахарная отрасль привлекательна, подтвердили и операторы украинского сахарного рынка. Президент группы компаний «Укррос» Сергей Федоренко, предположил, что стоит ожидать и портфельных, и стратегических инвесторов.
Президент ООО «Инсахарпром-К» Дмитрий Баринов считает, что вопрос покупки заводов или инвестирования в них очень индивидуален для каждого предприятия. Дескать, нужно оценивать место расположения завода, сырьевую зону, конкурентную среду и пр. «Если у завода-банкрота рядом есть мощный конкурент, то с ноля догнать его очень сложно. В таком случае лучше купить завод «на ходу»»,— пояснил он. По его словам, сегодня в Украине очень дешево можно купить сахарный завод с небольшой производительностью, «работающий на мазуте и без железной дороги». «Такой завод стоит очень дешево, однако инвестиции в него будут «неподъемными», поэтому лучше приобрести более оборудованный завод»,— отметил г-н Баринов.
По словам замгендиректора группы компаний «Доминант» Сергея Бутрина, его компания рассматривает вопрос инвестирования в украинскую сахарную промышленность. «Однако у вас, к сожалению, сильно выросли политические риски, и ваш рынок очень неустойчив»,— пожаловался г-н Бутрин.
Впрочем, ключевым для россиян моментом в принятии решения об инвестировании, является открытие Россией границ для украинского сахара. Напомним, согласно протоколу о согласовании сроков поэтапной отмены изъятий из режима свободной торговли, Россия и Украина с 1 января 2007 г. должны открыть границы для торговли свекловичным сахаром. Сейчас в РФ действует пошлина на импорт украинского сахара в размере $340/т, поэтому пока выносить производство в Украину для российских компаний невыгодно. Представители «Каргилла» от комментариев отказались.
В Украине всего 192 сахзавода. Из них реально работают 115-125, остальные находятся в состоянии банкротства. В 2006 г. квота «А» — на внутреннее потребление — была распределена между 106 заводами.