Парламент в десять раз понизила порог уголовной ответственности за «интеллектуальные» преступления
На прошлой неделе ВР понизила порог наступления уголовной ответственности за незаконное использование товарных знаков и промобразцов, а также за воспроизведение и распространение пиратских книг, аудио- и видеозаписей и ПО — до 2,6 тыс. грн. Правда, далеко не все правообладатели уверены, что нововведение поможет борьбе с пиратством.
Если Президент подпишет принятые ВР изменения в УК, уголовные дела за нарушение авторских прав будут возбуждаться при нанесении ущерба всего в 2,6 тыс. грн. Таким образом, порог уголовной ответственности будет понижен в десять раз (сейчас это 26 тыс. грн.). Нововведение касается всех трех «интеллектуальных» статей УК: ст. 176 (о нарушении авторских и смежных прав), ст. 177 (о нарушении прав на изобретение, промобразец и т.д.) и ст. 229 (о незаконном использовании товарного знака).
В Министерстве внутренних дел (автор нововведения) уверены, что ужесточение сильно поможет в борьбе с пиратством. В качестве аргумента милиционеры ссылаются на результаты летнего ужесточения уголовной ответственности за производство и распространение пиратских дисков (аудио/видео CD, DVD и диски с ПО). В июле 2005 г. порог наступления уголовки по соответствующей статье УК (ст. 203-1) понизили до 2,9 тыс. грн., тогда как еще в апреле 2005 г. он составлял 435 тыс. грн. В итоге, как неоднократно заявлял замначальника Главного управления госслужбы по борьбе с экономической преступностью МВД Сергей Лебедь, за три месяца действия «обновленной» статьи было возбуждено около ста дел.
Правообладатели в целом к нововведению относятся позитивно, причем некоторые даже возлагают на него большие надежды. «Мы это только приветствуем,— прокомментировал «ЭИ» изменения в УК гендиректор «Гемини» (официальный дистрибутор компании 20th Century FOX) Андрей Дьяченко. — Сегодня фактически 70% видеорынка — нелегальный товар, который появляется в продаже на три-четыре месяца раньше лицензионного. Мы несем огромные убытки, регулярно теряем десятки тысяч долларов. Ни одно уголовное дело по нашим заявлениям не возбуждено». Г-н Дьяченко выразил надежду, что понижение порога наступления ответственности позволит подавать больше исков. «Быть может, количеством удастся достучаться до правоохранительных и судебных органов»,— добавил он.
Впрочем, «попасть» по обновленным статьям могут не только кинопираты. Что, кстати, подтвердил «ЭИ» генеральный директор компании «Майкрософт Украина» Валерий Лановенко. Назвав принятый закон «первым серьезным шагом за долгое время», он добавил, что ожидаемые (в том смысле, что закон еще не подписан Президентом, хотя вероятность подписания почти стопроцентная.— Ред.) изменения в Уголовном кодексе повысят ответственность не только руководителей прибыльного «пиратского бизнеса», но и руководителей предприятий, использующих нелегальное ПО, и продавцов компьютерной техники с установленным нелицензионным ПО.
К этому стоит добавить, что помимо незаконного использования программ, видео- и аудиопродукции под «обновленные статьи УК попадают и торговцы «левыми» тиражами книг и даже фирмы, использующие «чужие» зарегистрированные товарные знаки или фирменные названия. Конечно, если правообладатель с правоохранительными органами докажут нанесение ущерба в 2,6 тыс. грн.
Впрочем, несмотря на «широту», а теперь и «доступность» уголовной ответственности, не все правообладатели настроены оптимистично. Некоторые лицензиаты в эффективности ужесточения уголовной ответственности сомневаются — дескать, механизма выполнения новых правил все равно нет, да и вообще законы в Украине принимаются для галочки. Например, директор JRC Александр Пархомчук считает, что «должен быть четкий механизм выполнения законов, которые принимают. Сегодня у всех лоточников есть «крыша». Поэтому только принятием законов проблему пиратства не решить».