Если газ будет дорожать постепенно, Украине это может пойти на пользу
Вчера в РФ поехал очередной «газовый переговорщик» — министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков. Около 19.30, по данным «ЭИ», переговоры только начинались. Украинские эксперты и бизнесмены-практики прикидывают, чем обернется для Украины подорожание газа. Оказалось, в нем есть не только минусы.
По предварительной информации источников, близких к переговорному процессу, «никаких хороших для Украины новостей» вчера вечером не было. Впрочем, они же говорили о возможности появления «более или менее оптимистической информации» к сегодняшнему вечеру.
«ЭИ» попытались выяснить, считал ли кто-нибудь, во что обойдется Украине подорожание газа для украинской экономики до обещаемых Россией $160—230 за тыс. куб. м.
Замдиректора по научной работе НТЦ «Психея» (консалтинг в сфере ТЭК) Геннадий Рябцев сообщил: «Никто не знает, какая цена на российский газ была бы приемлема для Украины. Я не слышал, чтобы какое-либо из министерств просчитало последствия этого шага для экономики. Но не сомневаюсь, что удорожание газа вызовет рост цен на товары. Можно говорить об убытках украинской экономики, о снижении темпов роста энергоемких отраслей промышленности. Прямые убытки Украины – $3,6 млрд., о которых говорил Владимир Путин (в эту сумму российский глава оценил потери «Газпрома» в случае сохранения нынешней цены на газ для Украины. — Ред.)». Конечно, роста цен на газ не избежать. Но «только постепенный переход под присмотром государства, в течении 3-4 лет позволит уменьшить энергоемкость экономики», считает эксперт.
Руководитель группы советников главы Национального банка Украины (НБУ) Валерий Литвицкий рассказал «ЭИ», что повышение цен на газ будет иметь дискомфортные макроэкономические последствия. Во-первых, ухудшится торговый баланс. Во-вторых, снизятся темпы развития промышленности: «Отрасли с вялой динамикой, которые зависят от газа, удлинят срок выхода из кризисного состояния». Наиболее тяжелыми последствия будут для химической отрасли, полагает г-н Литвицкий. Кроме того, отметил он, из-за спада в экспортно-ориентированных отраслях может ослабнуть поток валютных поступлений в страну.
Руководитель группы советников главы НБУ напомнил, что население потребляет газ отечественной добычи, который не подорожает. Однако вследствие замедления экономического роста может увеличиться разрыв между товарным предложением (темпами роста ВВП) и спросом (ростом номинальных доходов), что в дальнейшем может вызвать рост потребительских цен.
Однако г-н Литвицкий уверен, что постепенное повышение цен вызовет и позитивные последствия: вынудит государство отойти от субсидирования некоторых отраслей, а предприятия – вспомнить о ресурсосбережении и начать модернизацию производства (см. также стр. 2).
К слову, об энергосбережении. Вчера «дочка» НАК «Нефтегаз Украины» — компания «Газ Украины» — направила поставщикам газа заявки на прекращение газоснабжения 120 промышленных предприятий, а также 12 теплокоммунэнерго, имеющих низкий уровень расчетов за природный газ. Предупреждение об ограничении газоснабжения до уровня фактической оплаты направлено 147 теплокоммунэнерго, сообщила пресс-служба «Газа Украины».
Естественно, мы поинтересовались, а что будет с инфляцией. Г-н Литвицкий не согласен с мнением некоторых экспертов, что повышение цен на газ непосредственно ее увеличит: «Для инфляции в следующем году есть более серьезные генераторы – 3% и более дефицит бюджета». Он же считает, что компенсировать деньгами от приватизации рост цен на газ — глупость.
«Это создаст на несколько ближайших лет дополнительный (миллиарды долларов. – Авт.) дефицит бюджета и спровоцирует рост цен, с которым бороться будет практически невозможно».
«Только постепенное, в течение 3-4 лет, повышение цен на газ позволит избежать неприемлемых экономических последствий»,— пояснил «ЭИ» г-н Литвицкий и добавил, что начинать готовиться к росту цен нужно уже сегодня. «Многих проблем удалось бы избежать, если бы в течение месяца правительство разработало и начало выполнять план стабилизационных мер в энергоемких отраслях»,— подвел итог г-н Литвицкий.
Напомним, в октябре, выступая перед членами ТЭКовского комитета ВР, Иван Плачков приводил в пример Варшаву, которая за три года провела реконструкцию коммунальной энергетики, что позволило сэкономить 25% газа. «Сегодня Киев потребляет 4 млрд. кубов газа в год. 25% – это один миллиард»,— сказал он. Возможности энергосбережения в промышленности тоже колоссальные. Как уже писали «ЭИ», за счет технологий, широко применяемых в мире, расход газа в металлургии можно уменьшить на треть. Сейчас эта отрасль потребляет около 20 млрд. куб. м газа в год, ее доля в украинской структуре потребления газа – 25%. И этот газ – импортный.
Добавим, если этот газовый конфликт благополучно разрешится, в перспективе цены для Украины все равно вырастут. На одном из «круглых столов», посвященных ценообразованию в газовом секторе, эксперт Киевского института экономических исследований и политических консультаций Иван Полтавец отмечал, что «дешевый газ для Украины – это что-то нереальное. Цена будет мировая. Или дельту между ней и той ценой, которую будет платить Украина деньгами, мы будем отдавать имуществом, либо политической зависимостью, либо какими-то другими немонетарными вещами. Украине нужно просто решить, как она хочет платить за газ – политическими уступками, имуществом или все-таки стараться зарабатывать деньги». К слову, снова возникшая в конце прошлой — начале нынешней недели шумиха вокруг базирования российского Черноморского флота в Крыму – тому подтверждение.