В 2005 году в Украине продадут более 85 млн. контрафактных российских книг на $170 млн.
Украинское представительство издательства «ЭКСМО» выиграло в суде иск против пиратской украинской типографии, штамповавшей подделки «покетов» Дарьи Донцовой. Как стало известно «ЭИ», планирует взяться за украинских пиратов и «АСТ-Украина». Борьба с «теневыми типографиями» подается издателями как большое достижение.
Опыт борьбы с нарушителями авторских прав в книгоиздании, в том числе с пиратскими типографиями, в Украине очень мал. Украинскому представительству «ЭКСМО» за полтора года удалось поймать «на горячем» всего две подпольные типографии. «По одной Киевский хозяйственный суд 26 октября 2005 г. вынес решение о возмещении $90 тыс. ущерба, по другой возбуждено уголовное дело, которое до сих пор расследуется»,— рассказал начальник службы безопасности «ЭКСМО-Украина» Павел Артеменко. Обе печатали преимущественно детективы Дарьи Донцовой покет-формата. Одна типография «штамповала пиратку» четыре месяца, другая — шесть. Сколько всего успели отпечатать — неизвестно, но, по подсчетам «ЭКСМО-Украина», на рынок ежегодно поступает до 100-150 тыс. поддельных книг издательства (порядка $100 тыс. недополученного дохода.— Авт.).
Однако, как удалось выяснить «ЭИ», количество подобных дел — мизерное. По данным замначальника управления по борьбе с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий ГСБЭП МВД Украины Юрия Шафрая, в 2003-2005 гг. «по книжной теме» было возбуждено всего лишь восемь уголовных дел, изъято 75 тыс. экземпляров контрафактной продукции на $0,12-0,14 млн. Для сравнения, за те же три года по пиратским CD возбуждено около 1,1 тыс. уголовных дел, а изъято более 2 млн. экземпляров на $6 млн. (см. «ЭИ» №279).
Злые языки утверждают, что изданием «левых» тиражей грешит «каждая вторая» типография в СНГ, так как «лишних денег не бывает». А юристы указывают, что привлечь типографию за нарушение авторских прав очень сложно. «За нарушение авторских прав ответственность в первую очередь несет заказчик. Часто — подставной. Закон Украины «Об издательской деятельности» прямо не обязывает типографию проверять соблюдение авторских прав заказчиком»,— пояснил «ЭИ» юрист Сергей Курьянов, специализирующийся на авторском праве. По его словам, доказать в суде вину, а тем более привлечь к уголовной ответственности, типографию очень сложно. В итоге, на практике правообладатель — даже если ловит «пирата» за руку — чаще всего пытается «полюбовно» договариваться с ним о выплате роялти и морального ущерба. Потому что наличие преступных действий в цепочке «заказчик — типография — реализатор» доказать почти невозможно. Другое дело, что «пиратские» тиражи украинских типографий невелики. Президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей (УАИК) Александр Афонин подтвердил «ЭИ», что наши типографии «пиратят» совсем немного российских книг: «Это может быть 500 тыс. или 1 млн. экземпляров в год». Кстати, по оценкам г-на Афонина, в 2005 г. продадут 125-130 млн. книг на $275-290 млн. Причем на долю россиян придется более 90% рынка, то есть более 100 млн. экземпляров. По его словам, большинство книготорговых организаций не будет связываться с пиратскими книгами, напечатанными в Украине, а львиная доля контрафактных российских книг завозится в Украину: «Таможня не представляет, в каких количествах и какие именно книги попадают в Украину». Правда, узнать в Гостаможне, сколько книг официально завезли в 2005 г., не удалось. Однако, учитывая, что в 2002-2004 гг., по данным Госкомстата, официально завозили по 10-12 млн. ежегодно, можно предположить, что по итогам этого года цифра не превысит 15 млн. То есть в 2005 г. у нас продадут 85 млн. контрафактных российских книг, причем 83 млн. из них (98%) придется на «серый» импорт и контрабандные поставки. Примечательно, по данным пресс-службы все той же Гостаможни, за 11 месяцев 2005 г. было произведено лишь 39 задержаний бумажной и печатной продукции (отдельно по книгам статистики нет.— Авт.) на $26 тыс., а за аналогичный период 2004 г. — 55 задержаний на $133 тыс.
«Челноки» завозят не более 5% «левого» импорта. Обычно везут фурами. При этом практически всегда занижают таможенную стоимость, к примеру, вместо $2 пишут $0,5-1. Иногда провозят вообще втемную… Книготорговец всегда выбирает: завезти книгу официально, потеряв время и деньги, или по теневым каналам»,— поделился с «ЭИ» руководитель одной книготорговой организации. После чего добавил, что доставка 2,5 тыс. пачек книг фурой из Москвы в Киев (около 25-50 тыс. экз.— Авт.) обойдется всего $3,5-4 тыс. и займет максимум неделю времени. Для сравнения, только уплата НДС на таком количестве обошлась бы в $10-15 тыс. В издательстве «ЭКСМО» подтвердили, что при контрабандном ввозе до трех-пяти раз занижается стоимость ввозимой продукции, что «подрывает работу легальных импортеров». И если с откровенной контрабандой таможенники хотя бы пытаются бороться (правда, книготорговцы поговаривают, что очень вяло.— Авт.), то с занижением таможенной стоимости ничего поделать не могут.
«Дешевая российская книга после пересечения границы такой и остается, что не дает возможности украинской книге на равных с ней конкурировать»,— подвел неутешительный итог г-н Афонин, добавив, что борьба с «серым» импортом и даже введение акцизного сбора (о чем, как это ни парадоксально, мечтают украинские издатели.— Ред.) не отпугнет россиян от украинского рынка. Наоборот, «россияне начнут продавать лицензии украинским издательствам, будут открывать в Украине филиалы издательств — деньги перестанут вымываться из страны».