Главное препятствие вступлению Украины в ВТО — отечественный агропромышленный комплекс
Замминистра экономики Андрей Березный считает, что 90% экономических проблем, мешающих Украине вступить в ВТО, сосредоточены в аграрном секторе страны. По его словам, до сих пор не решены вопросы сокращения господдержки села и снижения пошлин на импорт сахара-сырца. Без выполнения этих условий, Украине вряд ли удастся стать членом ВТО. А главным камнем преткновения на пути решения данных вопросов является МинАП.
Как отметил Андрей Березный, формат обязанностей Украины при вступлении в ВТО пока не определен. В частности, это касается АПК. По его словам, на переговорах члены ВТО настаивают на сокращении господдержки сельского хозяйства и снижении таможенных пошлин на ввоз в Украину сахара-сырца. Выдвигают эти требования в основном США и Австралия. Несмотря на то что переговорный процесс не завершен, по словам г-на Березного, в ВТО Украина вступит уже в 2006 г. Он считает, что принятый парламентом ряд «втошных» законов (о снижении таможенных пошлин, безопасности пищевой продукции и пр. — Авт.), приблизили страну к вступлению в ВТО. И если бы парламентарии не блокировали дальнейшие законы, то членом ВТО Украина стала бы уже в этом году.
Также замминистра экономики заявил, что благодаря пересмотру «ранее дискриминационных импортных пошлин» удалось стабилизировать потребительские рынки (тем не менее пока большинство наших ввозных пошлин не намного, но все же выше требуемых ВТО. — Авт.). И увеличить объемы импорта. «Импорт превышает экспорт, но это не критично», — заявил г-н Березный.
По его словам, гораздо труднее решить, как поступать с ввозом сахара-сырца и сокращением госдотаций. «Нам либо нужно снизить пошлину (с нынешних 50%, но не менее EUR300/т. — Авт.), либо увеличить квоту на ввоз сахара-сырца в Украину», — уверен г-н Березный. По его словам, высокие пошлины и низкая квота на сырец — как раз и составляют основные претензии со стороны Австралии (в 2000-2001 гг. квота составляла 260 тыс. т, в 2003г. — 360 тыс.т., в 2004 — 260 тыс. т; в 2002 и 2005 гг. квота не вводилась. — Авт.). Как будет решаться вопрос импорта тростникового сахара-сырца, пока неизвестно. Минагрополитики настаивает на том, что нужно поддерживать эту отрасль, несмотря на то что 121 украинский завод производит только 1,8 млн. т сахара в год, что неэффективно. «Например, в Беларуси старые заводы вырезали, поставили новое оборудование, и там четыре завода производят 600-700 тыс. т сахара в год», — рассказал г-н Березный.
Заместитель начальника департамента международной интеграции, инвестиционной политики и развития агарного бизнеса МинАП Татьяна Варченко, напротив, считает, что Украина не может сразу открыть границы для сырца. Хотя и соглашается, что реструктуризация отрасли необходима. Правда, по ее словам, нужно, чтобы бюджет «полностью удовлетворял требованиям АПК». Мол, вот тогда украинская продукция станет конкурентоспособной (на все про все МинАП просит в бюджете-2006 около $3 млрд. грн. — Авт.).
«Австралия очень далеко, а мы в Европе, а у них господдержка составляет EUR700 на га, а у нас — всего EUR33. При этом никогда у нас не было адресной поддержки, как в Европе. Мы дотируем село за счет списывания долгов, льготных налогов», — жаловалась г-жа Варченко. По словам Андрея Березного, если Украина вступит в ВТО, то ежегодная финансовая поддержка от Всемирной торговой организации в адрес украинского села на первых порах составит $1,14 млрд. «У нас никогда таких денег не было, поэтому-то нам и трудно вести переговоры», — заявила, услышав эту цифру, г-жа Варченко (видимо, речь идет о деньгах, выделяемых на конкретные программы по переоборудованию, реструктуризации и т.п., а не на банальное дотирование АПК. — Авт.).
Выслушав «апэкашников», г-н Березный еще раз выразил уверенность, что от бюджетных дотаций пора отказываться, а в с/х нужно привлекать инвестиции как частные, так и государственные, и что политика МинАП, которая базируется на увеличении выделений денег из бюджета страны, не имеет никаких перспектив. «С такой политикой поддержки АПК, как мы имеем сейчас, нас в ВТО не понимают», — резюмировал замминистра.