Госфинуслуг начала проверку Государственного ипотечного учреждения
Вчера «ЭИ» стало известно, что Госфинуслуг начала безвыездную проверку Государственного ипотечного учреждения (ГИУ) после того, как это учреждение было проверено Контрольно-ревизионным управлением. Инициировать повторную ревизию заставило обращение ряда народных депутатов к премьер-министру и последующее поручение Кабмина. Результаты проверки ожидаются на следующей неделе.
Информированный источник в правительстве сообщил «ЭИ», что еще в октябре группа народных избранников из партии «Наша Украина» направила запрос премьер-министру Юрию Еханурову с просьбой изучить ситуацию, которая сложилась в ГИУ. В тексте запроса (которым располагает редакция) нардепы, в частности, обратили внимание на существующее противостояние между бывшим главой учреждения Василием Костицким и двумя членами правления Сергеем Святко и Сергеем Москаленко. Депутаты также доложили премьеру о том, что, «вопреки уставу ГИУ, было принято новое положение о правлении, незаконно отменено более 16 указов главы правления, а решения членов правления по кадровым и финансовым вопросам выходят за рамки их полномочий». Господ Святко и Москаленко обвинили в непрозрачных критериях отбора банков в рамках пилотного проекта по рефинансированию ипотечных кредитов (см. «ЭИ» №191). «Наблюдательный совет ГИУ, сформированный Кабинетом министров, был фактически отдан на «откуп» советнику премьер-министра Сергею Пашинскому, который является реальным хозяином в совете, потому как действовал от имени прежнего премьера»,— сказано в обращении. В ответ на это письмо Кабмин поручил ряду министерств рассмотреть депутатское обращение.
Член Госфинуслуг — директор департамента по надзору за кредитными учреждениями Андрей Оленчик подтвердил «ЭИ» информацию о том, что в минувший понедельник проверяющие начали свою работу. По его словам, комиссия проверяет ГИУ по двум направлениям — на предмет соответствия профессиональных качеств руководящего состава требованиям законодательства и выполнения правил отбора банков для пилотного проекта по рефинансированию ипотечных кредитов. «Мы получили все документы и сейчас их изучаем. Выводы и результаты проверки появятся на следующей неделе»,— дипломатично сообщил г-н Оленчик.
Причина шумихи, в очередной раз поднятой вокруг руководящего состава ГИУ, неудивительна. В следующем году государство намерено предоставить свои гарантии для привлечения этой организацией внутренних заимствований в размере 1 млрд. грн. Поэтому в неких кругах сохраняется нервозность по поводу того, кто будет управлять этими деньгами. В частности, бурную реакцию вызвало назначение нового главы ГИУ Богдана Дубаса. «Для многих людей в Секретариате Президента появление этой кандидатуры было неожиданностью. Никакого обсуждения и согласования накануне назначения не было. Все покрыто тайной»,— сообщил тот же источник в Кабмине. Собеседник «ЭИ» предполагает, что назначению Богдана Дубаса способствовал министр строительства, архитектуры и ЖКХ Павел Качур, тоже являющийся сторонником «Нашей Украины». Эта информация заслуживает внимания, поскольку буквально накануне назначения нового главы ГИУ именно г-н Качур выступил с критикой в адрес наблюдательного совета ГИУ о необходимости его ротации (см. «ЭИ» №266). Кстати, Богдан Дубас, после своей банковской карьеры (в 1993-2005 гг. он работал в Кредит-Банке), с июня 2005 г. занимал должность руководителя исполнительного секретариата центральной контрольно-ревизионной комиссии партии «Наша Украина».
Нынешние члены НС неохотно говорят на тему возможных ротаций в совете ГИУ. Сергей Москаленко вчера коротко заявил «ЭИ»: «У меня такой информации нет. Отмечу, что у нового руководителя есть взаимопонимание с наблюдательным советом. Мы настроены на совместное сотрудничество. Хотя некоторые кадровые изменения возможны».
Анонимные источники говорят о двух возможных вариантах развития событий. Первый — совет будет незначительно обновлен, в него будут включены «свои люди». Второй — изменения будут радикальными. А учитывая «прозрачность» назначения нового главы, отбрасывать такое предположение нельзя. Все-таки миллиард гривень — это не 20 миллионов.