«Укртелеком» остался монополистом международной и междугородней связи. Пока
Вчера, по результатам предварительного исследования, Антимонопольный комитет Украины оставил ОАО «Укртелеком» статус монополиста междугородней и международной связи. Окончательное решение будет АМК принято до конца года. Об этом 24 ноября на открытых слушаниях сообщил глава комитета Алексей Костусев.
Напомним, что в августе этого года «Укртелеком» обратился в АМК с просьбой исключить его из числа монополистов на рынках междугородней и международной связи. Компания мотивировала свою просьбу тем, что аналогичные услуги мобильных операторов — после снижения последними тарифов на международку и межгород — стали взаимозаменяемыми с их междугородней и международной связью. Кстати, до этого вычеркнуть компанию из перечня монополистов — причем до 1 сентября — комитету поручал Кабмин.
Глава АМК Алексей Костусев отметил, что Кабинет министров просто хочет повысить привлекательность «Укртелекома» для инвесторов перед продажей, попутно пошутив, что «звание монополиста должно не беспокоить, а наоборот — радовать, так как подчеркивает успехи работы данной компании». Впрочем, у присутствовавшего на слушаниях главы правления «Укртелекома» Георгия Дзекона шутка главного антимонопольщика смеха не вызвала.
Выступление главы комитета дополнила начальник отдела исследований рынков связи АМК Олеся Кратко. По ее словам, комитет провел предварительное исследование рынка международной и междугородней связи и привлек результаты опроса, проведенного независимым экспертом: компанией «ГфК — Украинские опросы и исследования рынка (ЮСМ)». «Результаты проведенных исследований и опросов свидетельствуют, что международная и междугородняя (стационарная.— Ред.) связь с мобильной не взаимозаменяемы. Объяснение простое: во-первых, многие граждане не могут позволить себе мобильные телефоны; во-вторых, абоненты, подключаясь к мобильным операторам, мотивируют это не как желание получать услуги международной и междугородней телефонии, а как возможность связаться с нужным человеком в любое время и в любом месте. При этом большинство абонентов предпочитают пользоваться стационарными телефонами для международных и междугородних звонков, поэтому основной сегмент пользователей этими услугами находится у фиксированных операторов»,— пояснила она.
Глава «Укртелекома» Георгий Дзекон (явно не ожидавший подобного демарша АМК.— Ред.) отреагировал достаточно бурно: «У нас 9,7 млн. абонентов, а у мобильных операторов — 25 млн.! Если многие не могут позволить себе купить и обслуживать мобильный телефон, откуда тогда такие цифры?!». По утверждению г-на Дзекона, «Укртелеком» проводил свой опрос, согласно которому «многие семьи с детьми старше 16 лет, анализируя разницу в тарифах на междугороднюю мобильную и фиксированную связь, отдают предпочтение «мобильщикам». Он также отметил, что у мобильных операторов есть ряд существенных преимуществ: подключиться к ним можно за считанные минуты, тогда как на установку стационарного телефона уходят недели, без учета очереди на его получение. А тарифы (у мобильных операторов.— Авт.) сейчас не очень высоки: номер стоит несколько десятков гривен, в отличие от 260 грн. за установку телефона от «Укртелекома». Кстати, «Укртелеком» выступает за ограничение госрегулирования своих тарифов, прося оставить государству право установления только предельных тарифов, с тем, чтобы операторы «самостоятельно принимали решение о его снижении».
Тем не менее, аргументы Георгия Дзекона присутствующими восприняты не были. К примеру, член Нацкомиссии регулирования связи Ольга Филипова тоже заявила, что «Укртелеком» — монополист международной и междугородней связи, правда, объяснив это тем, что с мобильной связью услуги «Укртелекома» не взаимозаменяемы по Закону «О телекоммуникациях». Она подчеркнула, что даже если компанию признают «не монополистом», вопросы об установке тарифов будет решать НКРС, а не «Укртелеком»: «Фиксированная вязь считается общедоступной услугой, поэтому ее стоимость будет регулировать государство». По словам г-жи Филиповой, главная проблема компании в том, что она предоставляет 80% услуг фиксированной связи в сельской местности, из-за чего и несет большие убытки. Правда, несколько смягчившись, Ольга Филипова рассказала, что 1 декабря НКРС собирается «провести слушания по вопросу возмещения со стороны государства убытков операторам, работающим в сельской местности».
Присутствовавшие на заседании представители компаний «Киевстар» и UMC особо не злорадствовали, хотя и не скрывали, что, по их мнению, взаимозаменяемости международной и междугородней мобильной и стационарной связи быть не может. Впрочем, Алексей Костусев не преминул испортить настроение и им, напомнив, что 28 ноября истекает срок, выделенный двум самым крупным «мобильщикам» на отмену платы за соединение.
Напоследок Г-н Костусев заявил, что ни просьбы Кабмина, ни обращения «Укртелекома» не повлияют на принятие окончательного решения. Дескать, будут учтены «все аргументы всех заинтересованных сторон», но в первую очередь — закон. Поговорить с г-ном Дзеконом после заседания не удалось: явно расстроенный, предправления «Укртелекома» очень быстро покинул зал заседаний.