Исчезают угольком в золе*

25 июля 2007, 18:04
no image

Угольщики по-прежнему не знают, как их отрасль будут приватизировать

В рамках проходящего в Киеве III Международного форума «Топливно-энергетический комплекс Украины: настоящее и будущее» состоялся «круглый стол» на тему «Перспективы развития угольной промышленности и пути его реализации». Ответа на главный вопрос — что, как и когда будут приватизировать — так и не прозвучало. Но «ЭИ» удалось раздобыть кое-какую информацию.

Увы, министр угольной промышленности Виктор Тополов в заседании не участвовал, хотя его выступление на тему «Концепция развития угольной промышленности» анонсировалось в программе. А жаль, ведь в середине лета правительство утвердило Концепцию развития угольной промышленности до 2030 г., предусматривающую масштабную приватизацию угольных предприятий, причем не только привлекательных для инвестирования. Достаточно сказать, что уже на первом этапе осуществления этой концепции (с 2006 по 2010 гг.) из 7,5–7,8 млрд. грн. в год, необходимых для развития отрасли, собственные средства угольных предприятий и негосударственные инвестиции должны составить около половины.

К середине сентября Мин­углепром должен был подать правительству перечень первых пяти угольных предприятий для подготовки их к приватизации. 27 сентября г-н Тополов сообщил, что Минуглепром готовит проект закона о приватизации пяти крупных угольных холдингов, однако не назвал их (см. «ЭИ» №238). А в списке объектов для первоочередной подготовки к приватизации, утвержденнном распоряжением правительства №284-р от 25 июля, значится только сданный в аренду целостный имущественный комплекс шахты им. Засядько.

Впрочем, «ЭИ» удалось раздобыть доклад г-на Тополова, подготовленный, но не оглашенный на сентябрьском Международном энергетическом форуме в Ялте. В документе, в частности, говорится: «Считается целесообразным (при приватизации. — Ред.) стоимость имущества (государственного пакета акций) убыточных шахт и разрезов снижать без ограничений вплоть до безвозмездной его передачи в собственность под обязательство покупателя относительно развития и финансового оздоровления предприятия». В договоре купли-продажи имущества (контрольного пакета) предприятия предполагается оговаривать условия «его государственной финансовой поддержки на весь послеприватизационный период».

Из должностных лиц на «круглом столе» присутствовал только заместитель министра угольной промышленности Владимир Фичев, но обсуждения как такового не было. О концепции развития угольной промышленности говорил лишь директор Научно-исследовательского, проектно-конструкторского и проектного института угольной промышленности Николай Сургай (в прошлом — первый глава Госкомугля независимой Украины и народный депутат, известный своей фанатичной преданностью угледобывающей отрасли). По его убеждению, концепция должна предусматривать энергетическую безопасность государства, поэтому ему непонятно, почему в документе предусматривается импорт углей, примерно 6 млн. т. В упомянутом проекте доклада министра есть ответ: «Внешние источники поставок… обусловлены недостаточными объемами добычи коксующегося угля и высоким содержимым серы в нем, а также дефицитом угля газовой группы для украинских ТЭС». Помянуты там «низкая конкурентоспособность отечественного угля и недостаточное качество». Более того, в тексте (не слишком внятно, правда) говорится о регулировании рынка и цен на угольную продукцию: «Альтернативой действующему механизму ценообразования может стать учет рыночной составляющей, которая может определяться уровнем мировых цен». А также о введении пресловутых аукционов «с последующим переходом к торговле на основе долгосрочных договоров между производителями и потребителями угольной продукции».

Но вернемся к приватизации. Г-н Сургай не является ее противником в принципе, однако считает, что подход к развитию отрасли должен быть комплекс­ным. Дескать, пусть первые пять предприятий и будут приватизированы, но что будет с остальными шахтами? (Всего в отрасли работает 167 угольных предприятий, из которых 155 находятся в госсобственности. — Ред.). Поэтому начинать надо с аудита и принятия решения по каждой шахте. Обычно как пример удачного разгосударствления угольной отрасли называют Великобританию. Г-н Сургай поделился любопытной информацией: приватизация углепрома в Объединенном Королевстве была начата, потом приостановлена, шахты «довели до ума» и только после этого продали. В общей сложности реформа продолжалась там 30 лет и потребовала $42 млрд.!

Общая кредиторская задолженность предприятий  угольной промышленности уже несколько лет составляет 9–10 млрд. грн., что в 2,5 раза превышает дебиторскую и в 1,5 раза — стоимость годового объема производства продукции в отрасли. Прогнозные запасы отечественного угля составляют 117,5 млрд. т, в том числе 56,7 млрд. т — разведанные запасы.


*Автор заголовка —
Александр Галич

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи