Антитабачный закон «зацепит» не только производителей курева, но и владельцев КаБаРе
Принятый в конце минувшей недели (см. «ЭИ» №236) закон против курения фактически велит хозяевам кафе, баров и ресторанов (КаБаРе) перестраивать свои заведения под новый, «полукурящий», формат. По всей видимости, никто ничего переделывать не будет — «рестораторам» дешевле заплатить штраф. Что предпримут сами табачники, пока неясно.
Напомним, народные депутаты приняли в целом законопроект «О мерах по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» №6328 (см. «ЭИ» №236). У табачников осталась единственная надежда на то, что Виктор Ющенко его ветирует. Но сами они слабо в это верят. «С тревогой думаю, что Президент подпишет данный закон, несмотря на то, что он (закон. — Ред.) создает коллизии в действующем законодательстве. Ведь когда мы пытались рассказать народным депутатам о тех недостатках и противоречиях, которые в нем существуют, нас вовсе не слушали, прикрываясь фразой, что «сигареты — это зло, а со злом нужно бороться, не считаясь с потерями!» — возмущался президент ассоциации «СОВАТ» Вячеслав Сокерчак.
«Хочу отметить, что в процессе подготовки этого закона консультации с представителями отрасли не проводились. Кроме того, не были учтены предложения некоторых нардепов. Когда народный депутат Виталий Хомутынник предложил альтернативный проект, который должен был рассматриваться параллельно, его почему-то не вынесли на голосование», — поддержал г-на Сокерчака координатор по корпоративным вопросам в Украине, Закавказье и Молдове JT International Company Ukraine Александр Авазашвили.
По словам президента «СОВАТ», производители не против подобного закона, но нужно, чтобы «он был законом, а не посмешищем». Г-н Авазашвили и с этим согласился: «Естественно, мы понимаем, что табачные изделия — продукт противоречивый, и общественность имеет право знать о нем. В то же время мы выступаем за то, что если уж мы выбираем европейский путь, то не нужно принимать европейские решения по-азиатски. Мы за прозрачность принятия законов!». Его коллега, заместитель гендиректора British American Tobacco Украина Олег Ясон, с «уважением относится к праву законодателей устанавливать такое регулирование табачной отрасли, которое они считают необходимым. Однако регулирование должно быть направлено на борьбу с курением как с привычкой, а не на борьбу с легальным производителем».
О законодательных «несогласованностях», которые возникнут после подписания документа, «ЭИ» писали до принятия законопроекта (см. №234). К примеру, о том, что нормы никотина и смолы в действующем Законе «О госрегулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» одни, а в новом документе — другие. «В результате пострадает производитель, который не будет знать, какими именно нормами ему руководствоваться», — посулил г-н Сокерчак. «Нас тревожит тот факт, что разрушается правовая среда, которая формировалась в течение почти 10 лет. А неоднозначность, как известно, является фундаментом для развития коррупции», — напомнил г-н Ясон.
О том, что табачники собираются делать в ближайшее время — обращаться к Президенту с просьбой не подписывать закон, или предлагать альтернативный, — они пока не рассказывают. Говорят, сначала необходимо увидеть версию закона, который выйдет из парламента. Зато говорят, что документ «зацепит» не только их. Заместитель гендиректора «British American Tobacco Украина» полагает, что принятие данного закона отразится на легальном бизнесе: производителях, оптовых и розничных торговцах, владельцах баров и ресторанов: «Ведь для адаптации к новым требованиям необходимы значительные инвестиции. Кто-то их найдет, а кто-то будет вынужден закрыть свой бизнес». Согласно статье 13 нового документа, «в общественных местах для некурящих должно быть отведено не менее 50% площади». Причем табачный дым не должен попадать в «некурящую» зону. А под общественным местом закон подразумевает «часть (части) любого здания, сооружения, которая доступна или открыта для населения свободно, или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически… в том числе подъезды, подземные переходы, стадионы». Правда, соответствующая часть статьи 13 вступает в силу лишь с 1 июля 2006 г., то есть владельцам ресторанов дан год на адаптацию. Для буквального выполнения закона ресторан или кафе придется закрыть и полностью перестроить. Например, разделить зал на два, обустроив отдельные входы. Что, в принципе, сравнимо по стоимости с возведением нового ресторана. Эксперт по HoReCa (Hotel — Restaurant — Cafe) — консалтингу Владимир Барченко отметил: «Это закон полумер. Если бы полностью запретили курение в кафе, барах, ресторанах, как это сделано в некоторых странах Европы, тогда бы он работал». По его словам, нельзя будет поделить заведение на столы для курящих и некурящих. «Даже если сделать отдельные комнаты, то все равно любая служба сможет придраться. Мол, дым попадает и в комнату для некурящих. Поэтому я уверен, что хозяевам дешевле будет заплатить штраф, нежели перестроить свой ресторан или дискотеку», — отметил он. И напомнил, как в свое время была введена регистрация посетителей казино — государство желало контролировать все финансовые потоки подобных заведений. «Но когда через год пришла проверка, то выяснилось, что около 95% заведений такой регистрации не ведут. Заплатили штрафы — и все закончилось. Так будет и с этим», — считает консультант.