«Зачем нам украинцев везти в Украину?»

25 июля 2007, 18:04
no image

Председатель наблюдательного совета ЗАО «Перекресток-Украина» Александр Панас обещает, что менеджмент для 50 супермаркетов «Перекресток» будут набирать «из местных»

Российская торговая сеть «Перекресток» серьезно нацелилась на Украину. В апреле 2005 г. она купила небольшую компанию «Спар-Украина», которой принадлежали четыре универсама и один земельный участок в Киеве. Как отмечают сами россияне, эта покупка станет стартовой площадкой для экспансии в Украину. Г-н Панас скромно поведал корреспондентам «ЭИ», что в планах его компании — завоевание 30% украинского рынка и что конфликтовать с украинскими поставщиками, подобно российскому «Патэрсону», «Перекресток» не намерен.




— Сколько в Украине вообще будет «Перекрестков»?



— Мы готовы инвестировать в Украину $200-300 млн. и в ближайшие 3-5 лет открыть здесь 50-80 магазинов. Сейчас мы ведем активные переговоры с вашими местными сетями и буквально каждый день рассматриваем 2-3 новых предложения по приобретению как свободных площадок под строительство магазинов, так и готовых супермаркетов. Если договориться не удастся, будем развиваться самостоятельно. Кстати, еще до того как «Перекресток» купил компанию «Спар-Украина», мы вели переговоры с ведущими игроками украинского рынка.



— Если это не секрет, с какими?



— Не секрет. Это «Велика Кишеня» и «Сільпо».



— О покупке их универсамов?



— О стратегическом партнерстве. Пока переговоры продолжаются.



— То есть пока еще ни один «Перекресток» не открылся?



— Нет. Чтобы открыть хотя бы один «Перекресток», надо найти хорошее место, купить необходимое оборудование, подобрать квалифицированный персонал и т. д.



Но ведь вы купили четыре супермаркета «Спар-Украина». Там вроде бы все готовое…



— Просто поменять вывеску не значит открыть «Перекресток». Нам надо интенсивно поработать и повысить имеющийся там уровень качества. Посмотрим, как получится, но до конца года планируем открыть в Киеве четыре магазина. Это немного, так как в Киеве только торговых сетей около 20. Еще мы имеем в столице Украины участок возле м. «Академгородок» по пр. Палладина под строительство нового магазина и сейчас работаем над его концепцией (поговаривают, там будет гипермаркет.— Авт.). Думаю, если там что-то и будет построено, то не раньше чем через год-полтора.



— Это правда, что вы хотите занять 30% украинского рынка?



— Да, мы стремимся к этому. Но на это может потребоваться от 10 до 50 лет. Завоевать треть украинского рынка и вообще любого рынка очень и очень сложно.



Во сколько обошлась покупка «Спар-Украина»?



— Это коммерческая тайна. Но могу сказать, что сделка была выгодной как для нас, так и для предыдущих акционеров компании «Спар-Украина». Для нас ее ценность в том, что мы достаточно быстро зашли на украинский рынок, имеем свой офис, наработанные отношения с поставщиками и даже площадку под строительство нового супермаркета, заплатив при этом небольшую, как нам кажется, сумму. Для бывших акционеров «Спар-Украина» это была достаточно быстрая сделка, потому что если бы они решили продать компанию вашим местным игрокам, это заняло бы больше времени.



— Кстати, сколько стоит построить супермаркет?



— Все зависит от его размеров. Чистое строительство 1 кв. м обходится в $400-800. У нас три основных формата супермаркетов: один — площадью около 6 тыс. кв. м, другой — 3 тыс. кв. м, третий — 1,5 тыс. кв. м. В среднем строительство универсама на 3 тыс. кв. м обходится в $1,2-2,4 млн. А в целом один супермаркет стоит порядка $3-5 млн. (весьма внушительная сумма, учитывая, что пять лет назад, как утверждают киевские ритейлеры, на строительство супермаркета достаточно было потратить $300 тыс.— Авт.).



— А во сколько обойдется аренда площадей под супермаркет в каком-нибудь современном ТЦ?



— $60-200 за 1 кв. м в год. Аренда для «якоря» (самого крупного арендатора) стоит $5-15 за 1 кв. м в месяц. В общем, для супермаркета на 3 тыс. «квадратов» за год на аренду уходит $180-600 тыс.



— С какими из украинских сетей вы собираетесь конкурировать?



— Думаю, основными конкурентами у нас будут Billa и «Велика Кишеня».



Существует ли на рынке глобальная конкуренция или идет борьба за «рыбные» места?



— В первую очередь идет борьба за места, но если место уже занято, его никак не отбить. Хотя у Киева, как у всех больших городов, есть своя особенность: можно где угодно построить крупный торговый центр и просто завлекать туда покупателей (низкими ценами, разными акциями и т. п.— Авт.).



С какой рентабельностью работают ритейлеры?



— Я вам скажу, что весь ритейл, то есть торговля продуктами,— это не высоко­прибыльный бизнес. Чистая рентабельность у ритейлеров составляет порядка 2-5% в год (как правило, у очень крупных торговых сетей она невысокая — их волнует не столько прибыль, сколько объемы продаж и доля на рынке.— Авт.). Что касается срока окупаемости вложенных в Украину средств, то мы планируем их вернуть за 7-8 лет.



— «Перекресток» и «Патэрсон» не единственные российские сети, которые пришли к нам. Вот в Харькове уже работает «Пятерочка»…



— Да, «Пятерочка» — торговая сеть, но она — дискаунтер (магазин с небольшим ассортиментом товаров, который рассчитан на людей с невысокими доходами. В Украине в таком же формате работает «Фора», проект компании Fozzy Group.— Авт.), а мы работаем в формате супермаркета для более обеспеченных людей, поэтому они нам не конкуренты. Но по прибыльности дискаунтеры могут приносить больший доход, чем обычные супермаркеты (в 2004 г. у «Пятерочки» чистая рентабельность составила 6,7%.— Авт.). Как говорят у нас, дешево и сердито.



— Чем для «Перекрестка» отличается работа в Украине от работы в России?



— Конечно, в Украине сложнее. В России мы работаем уже 10 лет, а в Украине — два месяца, поэтому многих вещей еще не знаем. На нас здесь смотрят как на пришельцев. Первое время строители даже пытались задрать цены. Говорили, у нас в Москве цены дикие… Но это было давно и уже неправда. Еще у вас мы прочувствовали введение ограничения цен на мясо и введение лицензии на торговлю алкоголем.



Насколько серьезно это отразилось на вашей компании?



— Не очень серьезно, но я такого давненько не видывал. Ограничения цен встречаются только в Белоруссии и в Германии.



— Не боитесь, что повторите участь «Патэрсона»?



— Мы ничего не боимся и мы не «Патэрсон». Во-первых, прежде чем войти, мы год думали, как и что нам делать в Украине. А во-вторых, мы пришли сюда через покупку компании «Спар-Украина», то есть готовых супермаркетов. В ситуации же с «Патэрсоном» мелкие неприятности были раздуты до каких-то невиданных размеров. Вот если нам поставщики будут диктовать высокие наценки на товары, то мы только «за». Ей-богу, всего один магазин, а такую рекламу люди себе сделали. Мол, «Патэрсон» хотел сделать невысокие цены, а поставщики им не позволяли. Мы же в первую очередь думаем о качественном ассортименте и сервисе. А низких цен, я думаю, хватает и на базарах.



— А как вы будете договариваться с поставщиками?



— У нас будут те же 300-400 поставщиков, с которыми работала «Спар-Украина». Компания уже пять лет сотрудничает с ними, и это была одна из причин, по которым мы приняли решение приобрести компанию.



C какими наценками вы работаете?



— Во-первых, все зависит от договоренности с поставщиками, а во-вторых, все течет, все меняется. У нас наработаны отношения с поставщиками, но ценовая политика и ассортимент продуктов от бывших «спаровских» будут отличаться.



И все же?



— С нормальной, рыночной (украинские ритейлеры говорят, что киевские супермаркеты работают с наценкой в 12-18%.— Авт.).



— Какова емкость украинского рынка продуктов?



— В 2004 году он вырос на 23% по сравнению с 2003-м и составил где-то $25 млрд., в 2005-м ожидается около $30 млрд. К 2009 году он достигнет $40 млрд. По прогнозам, с 2005-го по 2014 год рынок будет увеличиваться не меньше чем на 10% в год.



— А что в Украине с покупательной способностью?



— Она растет. В прошлом году потребление еды, напитков и сигарет выросло на 24% по сравнению с 2003-м, в этом году ожидается рост на 16,8%. Будет уменьшаться доля базаров, а рост доли супермаркетов будет проходить еще быстрее — на 25-30% и выше. В России, например, наши объемы продаж в 2004-м выросли на 70%, а от Украины мы ожидаем роста на 400-500%. Это простая арифметика: у нас четыре магазина, а через три года будет до 40, то есть в 10 раз больше, отсюда и такие астрономические цифры роста продаж.



Будете ли вы импортировать какие-нибудь продукты в Украину?



— Одним из преимуществ продовольственного рынка Украины является то, что 90% товаров производится здесь, и качество продуктов достаточно высокое. Это связано тем, что на прилавки продукты поступают быстро, поэтому не теряют свежести. Ехать в Украину со своим салом глупо. Наоборот, у нас есть планы экспортировать из Украины в Россию продукты питания, например, сыры, мясные изделия, консервацию. В первую очередь это будут продукты питания с длительным сроком реализации.



— Какие украинские регионы наиболее привлекательны?



— Я прочитал в одном исследовании, что украинец тратит на еду в среднем $450 в год. Исходя из этого, нам в первую очередь интересны те регионы, где показатель затрат на продукты не ниже, а выше названной цифры: Одесса, Донецк, Днепропетровск, Харьков, Запорожье, города с наиболее высоким ВВП на душу населения.



— Вы привезли с собой менеджеров из России или наняли здесь?



— Мы никого не привозили, Украина — независимая страна. И если бизнес здесь ведется, то набирать персонал нужно здесь. К тому же в России 70% руководящего состава нашей компании — этнические украинцы, так зачем нам украинцев везти в Украину?



— Были ли сложности с подбором персонала?



— Да, в бывшем СССР никто не учил на продавца, а директор гастронома — это же была фигура! К нему все ходили за дефицитом. Сейчас требования к продавцам другие, а психологию людей за один день не поменяешь, ведь их надо научить улыбаться. Мне говорят: «Замотивируйте людей — повысьте зарплату, и они будут хорошо работать». Но часто это не проходит.




Персона



Александр Панас, председатель наблюдательного совета ЗАО «Перекресток-Украина»



В июне 1994 г. окончил механико-математический факультет Московского университета им. М. В. Ломоносова, в марте 1996 г. — Лондонскую школу экономики, в марте 2003 г. — Школу бизнеса им. Д. Андерсона (Лос-Анджелес, США) по специализации «Финансы и управление». В 1996 г. работал аналитиком по инвестициям в международном инвестиционном фонде AIG-Brunswick Millennium Fund (Лондон), 1996-1998 гг. — аналитик в инвестиционной компании Flemings UCB (Москва), 1998 г. — инвестиционный банкир в британской компании The Minaret Group (Баку, Азербайджан), 2001-2003 гг. — директор по корпоративным финансам компании «Аптека холдинг» (Москва), с октября 2003 г. — в компании «Перекресток».




Компания



«Перекресток» — российская сеть супермаркетов, часть финансово-промышленной группы «Альфа-Групп»



Основана в 1995 г. На конец мая 2005 г. общее количество супермаркетов в Москве и 14 регионах России — 105. Рост объемов продаж за 2004 г. в России — 70%, в прошлом году оборот составил $766 млн. В 2005 г. объем продаж планируется увеличить до $1 млрд. 100 млн., в 2007-м — до $3 млрд. 200 млн.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи