SCM на шаг ближе к турецкой металлургической компании Erdemir. Правда, и конкурентов на объект хватает
В начале этой недели стало известно, что компания System Capital Management (SCM) прошла квалификационный отбор — первый этап тендера по продаже государственного пакета 46,12% акций в Erdemir. Кроме донетчан, на турецкую сталь претендует пять местных консорциумов, три российских компании и еще несколько мировых сталелитейных монстров. Несмотря на то, что стартовую цену за пакет правительство Турции не устанавливало, а последний срок подачи финансовых предложений участниками конкурса истекает 26 сентября, турецкие эксперты критикуют сумму, за которую может быть продан пакет акций и о которой пока только ходят слухи — около $2 млрд.
По условиям тендера, его победитель получит право докупить еще 3,17% акций компании у Турецкого Государственного Банка Развития, чтобы таким образом сконцентрировать в своей собственности 49,29%.
Еще примерно 47% акций вращается во «фри флоате» на Стамбульской Фондовой Бирже и чуть более 3% находится в виде казначейских акций (это когда дочерние компании владеют долей в уставном фонде материнской). В состав Erdemir входит шесть подразделений, в том числе румынский метзавод Erdemir-Romania, единственный в Турции производитель бесшовных труб CELBOR и турецкий комбинат по выпуску длинномерного металлопроката Isdemir.
Привлекательность Erdemir для покупателей понятна: спрос на его продукцию на внутритурецком рынке металла растет одновременно со стремительным развитием тамошних металлопотребляющих отраслей. Пятая часть его проката экспортируется и имеет при этом свободный выход на рынок ЕС и США.
Кроме заводов, в предлагаемый лот входит три больших морских порта и шахты по добыче железной руды. С рудой в Турции, конечно, туговато: во-первых, она имеет относительно низкое содержание железа и высокое — ненужных примесей. А во-вторых, при потребности трех тамошних металлургических предприятий в железорудном сырье около 9,7 млн. т в год, внутри страны добывают 4-4,5 млн. т, поэтому остальное количество приходится закупать за рубежом по долгосрочным, пятилетним контрактам. Поставки происходят, в основном, из богатых таким сырьем стран — Австралии и Бразилии, хотя случаются поставки и из Индии, Южной Африки, России.
Украинский претендент — группа System Capital Managemеnt — планирует в течение ближайших пяти лет практически удвоить добычу руды на принадлежащих ей двух горно-обогатительных комбинатах — Северном и Центральном — с 13 до 21 млн. т. Стало быть, при избытке руды на внутриукраинском рынке SCM было бы довольно интересно поставлять сырье в Турцию. Очевидно, такой же логике следуют собственники еще одного участника конкурса — консорциума, образованного Лебединским ГОКом и Оскольским электрометаллургическим комбинатом (оба — РФ, принадлежат Алишеру Усманову и его компаньонам). Г-н Усманов сотоварищи уже несколько месяцев открыто конфликтует с Магнитогорским металлургическим комбинатом, отказываясь поставлять ему железорудное сырье якобы из-за того, что не удалось договориться о цене.
Из российских компаний свои заявки на Erdemir подали Новолипецкий металлургический комбинат и «Северсталь». Виды на турецкую компанию имеют также Mittal Steel, U.S. Steel и Arcelor. И хотя все участники тендера хранят в секрете сумму, которую они готовы потратить на пакет акций турецкой компании, аналитики называют цифры, близкие к $1,7-2 млрд.
Тем временем в Турции нарастает протест против прихода иностранных покупателей. С одной стороны, местные эксперты подвергают сомнению оправданность таких оценок пакета. Они указывают на то, что балансовая стоимость основных фондов составляет $4,5 млрд., размер свободных средств, краткосрочной дебиторской задолженности и стоимость имеющихся ценных бумаг оценивается в $1,62 млрд. «Почему иностранцы должны получить эти активы всего за $2 млрд.?» — задают такой вопрос в турецкой прессе проправительственно настроенные политические деятели.
Звучат также знакомые по украинской практике опасения, что заграничные сталелитейные компании могут сократить производство на Erdemir, чтобы заставить местных потребителей металла больше ориентироваться на импортную сталь.
В связи с этим ряд местных компаний объединились в консорциумы, чтобы вместе побороться за Erdemir.
Кстати, отдельные наблюдатели говорят, что эта приватизация может стать довольно конфликтной. Предыдущие попытки турецкого правительства продать бизнесы, контролируемые государством, были провалены. В прошлом году местные суды отменили продажу крупнейшего нефтеперерабатывающего завода Tupras Turkiye Petrol Rafinerileri AS группе компаний, включающей российскую «Татнефть». Попытка продать телекоммуникационную Turk Telekomunikasyon AS предпринимается уже в седьмой раз; проведенный 1 июля текущего года конкурс, победителем которого должен был стать покупатель из Саудовской Аравии, в настоящее время блокируется профсоюзами.