Вероятно, ГП «Энергорынок» «вынут» из-под Кабмина и перепоручат Минтопу. Речь о миллиардах гривень
ГП «Энергорынок» фактически является экономическим и финансовым центром всей украинской энергетики. Он — единственный оптовый покупатель и единственный оптовый продавец всей электроэнергии, производимой в стране: ему продают электричество все электростанции (за исключением маломощных), и у него же покупают его энергоснабжающие компании для дальнейшей продажи уже конечным потребителям. При нем находится знаменитый распределительный счет, на который зачисляются все деньги, собранные с потребителей. Уже оттуда по специальным правилам эти деньги распределяются между всеми участниками рынка. Еще одна серьезнейшая обязанность ГП «Энергорынок» — экономическое сопровождение деятельности всего украинского оптового рынка электроэнергии, очень сложной и динамичной системы, ведь потребление электроэнергии существенно меняется даже в течение суток. Так что его подчиненность имеет немалое значение. Несколько месяцев назад ГП уже хотели переподчинить, но безуспешно. Опрошенные «ЭИ» эксперты и чиновники не исключают, что Минтопэнерго снова поднимет этот вопрос.
В свое время вокруг этого предприятия было сломано немало копий. Его создания требовал указ президента, изданный еще в мае 1994 г., когда президентствовал Леонид Кравчук. Но долгие-долгие годы ГП упорно не создавали. Поначалу, примерно с середины 1990-х гг., его обязанности исполнял Национальный диспетчерский центр электроэнергетики. Летом 1998 г. была создана НЭК «Укрэнерго», а в ее составе — специализированное обособленное подразделение «Энергорынок». Подчинялась НЭК «Укрэнерго», как и ее предшественник НДЦЭ, профильному министерству (тогда — Минэнерго). Но вопрос о выделении «Энергорынка» в самостоятельное предприятие не терял актуальности. Неприятие многих участников рынка вызывала возможность министерства контролировать движение средств в энергорынке — разговоров о «чиновниках, вручную распределяющих деньги», было чрезвычайно много. Зато самих денег — чрезвычайно мало. Тогда денежные расчеты за электроэнергию были, скорее, исключением. Поэтому дележ с трудом собранных скудных средств был предметом повышенного интереса.
Противники создания «Энергорынка» как отдельного предприятия (в основном, это были государственные энергетики) аргументировали свою точку зрения невозможностью разграничить диспетчерские и экономические функции. Дискуссия переросла в откровенный конфликт после приватизации нескольких энергоснабжающих компаний. Словом, вопрос о вычленении «Энергорынка», а заодно и о выведении его из прямого подчинения профильному министерству, был одной из самых больных проблем энергетики второй половины 1990-х гг. Точку в этом споре поставили весной 2000 г., когда с легкой руки тогдашнего вице-премьера Юлии Тимошенко было издано правительственное постановление «Об образовании государственного предприятия «Энергорынок». С 1 июля 2000 г. «Энергорынок» заработал как самостоятельное предприятие, подчиненное непосредственно правительству. Тогда же были приняты решения, ужесточившие порядок расчетов за электроэнергию. Приток денег в отрасль резко увеличился. Вопрос о статусе «Энергорынка», казалось, потерял актуальность.
Но вот весной этого года на сайте Минтопэнерго появилось любопытное сообщение, из которого явственно следовало, что ситуация может измениться. В числе своих приоритетных задач во втором квартале Минтопэнерго назвало восстановление целостной системы государственного управления предприятиями ТЭК. Для этого планировалось решить вопрос о передаче Минтопэнерго полномочий по управлению корпоративными правами государства всех ТЭКовских НАК (см. «ЭИ» №171), а также ГП «Энергорынок». Уместно ли говорить о корпоративных правах государства в ГП «Энергорынок» — большой вопрос. Ведь это государственное предприятие, а не АО. Но тем не менее просматривается стремление Минтопэнерго подчинить себе всё и вся.
Информацию о том, что министерство действительно поднимало вопрос о переподчинении ему ГП «Энергорынок», подтвердил «ЭИ» первый заместитель министра топлива и энергетики Юрий Продан. Было это еще несколько месяцев назад, но предложение Минтопэнерго секретариат Кабмина не поддержал. Однако г-н Продан не исключил, что этот вопрос еще будет подыматься, хотя вряд ли его станут рассматривать в ближайшее время. Он же отметил, что сегодня в правительстве нет вице-премьера, курирующего ТЭК, политической фигурой является отраслевой министр, поэтому переподчинение ГП «Энергорынок» целесообразно для координации деятельности в энергетике. По его же словам, давать команды «Энергорынку», куда направлять деньги, Минтопэнерго ни в коем случае не будет. Заметим, что Юрий Продан был первым главой ГП «Энергорынок».
Возможное переподчинение по тем же причинам не вызывает возражений и у нынешнего директора ГП «Энергорынок» Юрия Саквы. А вот мнения участников самого рынка электричества самые разные.
Для вице-президента Ассоциации независимых поставщиков электроэнергии, президента АО «Лизинговая компания «Содействие» Михаила Наташова и директора этой компании Ольги Рубан подчиненность ГП «Энергорынок» не имеет принципиального значения. Главное, дескать, чтобы его деятельность курировали профессионалы, чтобы принимались разумные решения без ущерба для конечных потребителей.
Директор по внешним связям корпорации AES (владеет контрольными пакетами «AES-Киевоблэнерго» и «AES-Ривнеэнерго») Олег Стрекаль считает, что переподчинение ГП «Энергорынок» Минтопэнерго узаконит де-юре то, что уже сегодня существует де-факто. Ведь Минтопэнерго сейчас имеет возможность влиять на работу предприятия через совет энергорынка, 8 из 10 членов которого — представители государственных компаний. По его мнению, существующая подчиненность ГП «Энергорынок» Кабинету министров означает более высокий статус предприятия, а также возможность альтернативного министерскому влияния на рынок.
Директор департамента энергосбытовой политики ООО «Укрэнергоконсалтинг» (оказывает консалтинговые услуги многим облэнерго, в том числе частным) Анатолий Скиба озвучил мнение многих экспертов, убежденных в том, что при нынешней организации энергорынка ГП «Энергорынок» должно подчиняться не министерству и не правительству, а совету оптового рынка, который представляет интересы его участников. Причем ГП «Энергорынок» должно быть не органом, который руководит событиями на рынке, а органом, фиксирующим эти события.
По информации ГП «Энергорынок», в 2004 г. с оптового рынка поставщикам было отпущено электроэнергии на 20,7 млрд. грн. с НДС. Оплачено 20,2 млрд. грн., или 97,6%.