Закон о ФГИ прошел в первом чтении. А Валентина Семенюк осталась депутатом
В пятницу, 3 июня, с легкой руки 276 депутатов «социалистический» Закон «О Фонде госимущества Украины» был принят в первом чтении. Если документ без изменений пройдет во втором — ФГИ, наконец, обретет законный статус, но работать будет, как и раньше, ориентируясь на «телефонное право».
Свое детище защищала глава Фонда и по совместительству — председатель парламентской Спецкомиссии, нардеп Валентина Семенюк. Ее коллеги по парламенту не могли угомониться после принятия изменений в законы, касающиеся «упрощенцев». «БЮТовцы» блокировали трибуну, не давая г-же Семенюк рассказать о важности закона. Но первый вице-спикер Адам Мартынюк порекомендовал Валентине Петровне продолжить доклад невзирая на трудности, если она конечно хочет, чтобы проект рассмотрели. Глава ФГИ, очевидно, этого хотела, а потому начала практически умолять коллег по парламенту сжалиться над беззащитными работниками Фонда и принять для них специальный закон. Мольбам вняли и после многочисленных вопросов и претензий, закон таки приняли в первом чтении.
Депутаты были едины во мнении, что закон о Фонде нужен, но не такой. Больше всего им не нравилась подконтрольность органа: согласно законопроекту, он будет подотчетен и подконтролен Верховной Раде, но подчинен Кабмину. (Сейчас Фонд подчинен и подотчетен Верховной Раде, а его глава назначается Президентом по согласованию с парламентом. Взаимоотношения с Кабмином во «Временном положении» не описаны, но в приватизационных законах есть нормы, подчиняющие ФГИ и Кабмину тоже. — Ред.)
По мнению юристов Главного экспертного управления ВР, Фонд стоило избавить от контроля со стороны Кабмина в вопросах приватизации, оставив подконтрольность только при управлении госсобственностью. Это дало бы ФГИ независимость от «телефонного права». Но хотя авторы законопроекта много и долго говорили о беззащитности Фонда при проведении приватизации (см. «ЭИ» № 174), они постарались максимально «усилить» позиции ведомства именно в вопросах управления имуществом. А заодно добавили ФГИ немножко функций по распоряжению земельными участками.
Первый зампред Комитета по вопросам экономической политики Владимир Демехин считает важными, но не упомянутыми в документе вопросы проведения открытых конкурсов по продаже госимущества и то, что перечень выставляемых объектов должен быть обусловлен Программой приватизации. «При такой формулировке приватизация объектов не будет случайной, и зависящей от настроения Кабмина. А депутаты будут вовремя принимать Программу»,— отметил он. Главное, по его мнению, чтобы после принятия закона «ФГИ из магазина по продаже госимущества превратился в инструмент экономической политики, а значит активно работал бы над повышением стоимости государственных активов». Коммунист Александр Масенко сомневается, что после принятия закона деятельность ФГИ будет более прозрачной и законной. Он также упрекнул г-жу Семенюк в том, что она до сих пор не сложила с себя полномочия главы Спецкомиссии по приватизации, а значит, во-первых, контролирует сама себя, а во-вторых, нарушает законодательство. А главный коммунист страны Петр Симоненко, после того как г-жа Семенюк имела неосторожность заявить, что после принятия лоббируемого закона расстанется с депутатским мандатом, призвал ее сделать это на трибуне парламента незамедлительно после голосования. Но после принятия документа в первом чтении, Валентина Петровна не сочла нужным «осчастливить» коллег своим уходом.
Зато посетовала, что в работе Фонда сейчас полный бардак.
В ответ на «бардак» «регионал» Александр Пеклушенко порекомендовал социалистке не давать резких оценок своим предшественникам, а заняться созданием позитивного инвестиционного климата. «Нашеукраинец» Сергей Жишко не увидел в проекте целостной стратегии по эффективному управлению госсобственностью, а также предположил, что управлять собственностью лучше получится у Минпромполитики. А Владимир Яворивский вообще заявил, что «пора превратить ФГИ из клуба веселых и находчивых в серьезный орган с правом возвращения имущества в госсобственность». Коль заговорили о национализации, депутат Юрий Кармазин предложил заодно принять и законопроект о дооценке ранее приватизированных предприятий. Николая Нощенко из «Деминициатив» беспокоило, что в законе не предусмотрена ответственность Фонда за эффективность использования госимущества. (Зато там написано, что он сам определяет критерии этой эффективности. — Ред.).
По результатам «сидения» в парламенте у корреспондента «ЭИ» создалось впечатление, что цель создать более или менее совершенный закон авторами не преследовалась. Главное было «протолкнуть» хоть какой-то вариант, а там действовать по обстоятельствам. Однако, если ко второму чтению поправки в документ внесены не будут, не стоит тешить себя мыслью, что ФГИ станет другим.