Уже неделю в Украине строится ВИНК. Конца не видно, зато проблем…
Президент Виктор Ющенко обязал правительство до середины июня создать ВИНК на базе ОАО «Укрнефть», которой управляет группа «Приват». Премьер-министр Юлия Тимошенко, по мнению Президента, допустившая топливный кризис, сразу же отрапортовала о том, что сделает это в ближайшие недели. Специалисты сомневаются — появляется слишком много проблем.
Основным ньюс-мейкером по вопросам создания ВИНК стал первый помощник Президента Александр Третьяков, которому Виктор Ющенко поручил (см. ЭИ №170) заняться развитием украинской нефтеперерабатывающей промышленности.
Г-н Третьяков заявил, во-первых, о том, что правительство намерено вернуть себе контроль над «Укрнефтью». Чиновников перестал устраивать тот факт, что сейчас оперативное управление компанией, добывающей 75% украинской нефти, осуществляют люди, близкие к группе «Приват» (ей принадлежит около 42% акций; государство через НАК «Нефтегаз Украины» контролирует 50%+1 акция «Укрнефти»). Переход контроля, по задумке властей, должен произойти как можно раньше — 20 июня на собрании акционеров.
По словам г-на Третьякова, на нем планируется поднять вопрос о внесении изменений в устав «Укрнефти», которые бы ограничили полномочия председателя правления, и усилили контроль наблюдательного совета (в котором большинство за государством) за действиями руководителя компании.
Не совсем интересна для «Привата» и схема, по которой планируется выполнять указ Президента. Судя по словам г-на Третьякова, Кабмин хочет провести дополнительную эмиссию акций «Укрнефти», оплатив свою долю госпакетами акций «Галичины» (25%), «Нефтехимика Прикарпатья» (26%) и «Укртатнафты» (43%). «Привату», похоже, предлагают внести в УФ принадлежащие ему пакеты акций «Галичины» и «Нефтехимика Прикарпатья» (32% и 74% соответственно), а также другие активы. «Первичные переговоры ведутся и позволяют сказать, что это возможно», — утверждает г-н Третьяков.
Аналитики полагают, что «Приват» вряд ли согласится вносить пакеты НПЗ. «Контроль в «Укрнефти» они не получат, а вот контроля над заводами лишатся. Можно предположить, что часть эмиссии попробуют «оплатить» оставшимися у группы Приватбанка АЗС, однако сомнительно, что «Привату» удастся «пробить» интересную для себя оценку данного имущества. Самый реальный вариант — деньги, да и то, если государство намерено вносить свои пакеты акций НПЗ по укладывающейся в рамки здравого смысла цене», — считает начальник аналитического отдела ИК «Арт-Капитал» Виталий Шушковский.
В случае срыва собрания миноритарными акционерами, близкими к группе «Приват», будет ускорено принятие законопроекта об уменьшении кворума с 60% до 50%+1 акция на предприятиях нефтегазовой отрасли с госдолей 50% и более
Сейчас, насколько известно «ЭИ», проведена лишь оценка «Укртатнафты» (в рамках сентябрьского указа Леонида Кучмы о передаче госакций Кременчугского и Дрогобычского НПЗ в «Нефтегаз Украины»; госдоля – $160 млн.), «Галичина» так и не была оценена — ее проведение было заблокировано одним из акционеров завода.
Кроме того непонятно, как правительство будет выкупать акции трех НПЗ у частных акционеров. Это тоже одно из требований Президента. Уместным будет напомнить, что летом 2004 г., когда экс-президент Леонид Кучма издал указ о передаче госакций «Укртатнафты» и «Галичины» в «Укрнефть», руководство Татарстана направило в адрес Фонда госимущества письмо. В нем татары напоминали, что «Укртатнафта» — ЗАО, и отчуждение акций, которыми управляет ФГИ, корректно лишь после уведомления всех его акционеров и получения их отказа от реализации преимущественного права на приобретение акций. (Правда, после того, как Президент изменил свой указ и распорядился передать акции в НАК, татары успокоились. — Ред.).
И еще. А как будет проводиться допэмиссия? В прошлом году указ г-на Кучмы вызвал бурю протестов оппозиционных политиков, и не только. В частности, народный депутат Олег Салмин даже описал возможную схему «размытия» госсобственности в процессе допэмиссии акций «Укрнефти» (см. ЭИ №51).
А фондовики тогда даже грозились международным скандалом: политическая подоплека их мало трогала, их больше интересовал механизм допэмиссии — после индексации акций или без таковой. В последнем случае миноритарные акционеры «Укрнефти» для сохранения своей доли в компании должны были вкладывать большие деньги в выкуп акций допэмиссии. Естественно, фондовикам это не нравилось. Их взгляды на проблему с тех пор не поменялись. «Если пакеты миноритарных акционеров будут размыты вследствие проведения доп эмиссии по нынешнему номиналу, это станет отрицательным сигналом для рынка об уровне корпоративного управления в компании», — сказал на днях «ЭИ» аналитик ИК «Конкорд Капитал» Андрей Гостик.
И еще к вопросу о выкупе акций у приватных акционеров: по какой цене их будут выкупать? Надо заметить, что сразу после поручения Президента о создании ВИНК активизировались торги акциями «Галичины» в ПФТС. Так можно доторговаться до вполне «справедливой» цены. Или государство само цену назначать будет? А торги уместны? А где брать деньги — в бюджете их на данные цели не предусмотрено. Вопросов гораздо больше, чем ответов.
«Четких механизмов передачи госакций в «Укрнефть» нет, существуют угрозы госкапиталу, капитализация компании сильно раздута. Вообще-то передавать можно, но тогда нужно решать через парламент вопрос по кворуму до 50%+1 акция и найти механизм передачи… Это очень сложный путь, проще строить ВИНК на базе «Нефтегаза», — полмесяца назад поделился с «ЭИ» своими соображениями один из народных депутатов.
Президент, похоже, сложностей не боится. На случай, если «Привату» последние действия правительства не понравятся, власти припрятали «козыри в рукаве» — по словам г-на Третьякова, в случае срыва собрания миноритарными акционерами, близкими к группе «Приват», будет ускорено принятие законопроекта об уменьшении кворума с 60% до 50%+1 акция на предприятиях нефтегазовой отрасли с госдолей 50% и более.
Далеко не факт, что этот закон будет утвержден — ведь в случае его принятия появляется прецедент переноса подобных «нормотворчеств» на другие отрасли, что задевает интересы большинства украинских бизнес-групп. С другой стороны, с точки зрения безопасности самих бизнес-групп депутаты могут и проголосовать. «В случае принятия Радой подобного документа, у властей появляется действительно сильный аргумент в споре с «Приватом». Во многих отношениях…», — считает один из участников рынка.
P.S. Один из аналитиков в разговоре с «ЭИ» съехидничал: «Если так пойдет и дальше, то следующим шагом будут предложения о снижении кворума до 25% по всем предприятиям с высокой госдолей, а о проведении собраний разрешат уведомлять по национальномурадио за 24 часа. Вот тогда наши революционеры быстренько с олигархами разберутся».