К концу 2005 года объем кинопрокатного рынка Украины достигнет $30 млн.
В 2003 г. объем украинского рынка кинопроката оценивался разными специалистами в $12-18 млн. В 2004-м полагали, что к концу года эта цифра увеличится до $21-22 млн. (см. «ЭИ» №2, 2004 г.). Прогноз оправдался — сегодня владельцы кинотеатров говорят о $22-24 млн. по итогам 2004 г. и предполагают, что в 2005-м рынок вырастет до $30 млн. Основной тенденцией украинского кинорынка его участники называют активное развитие кинотеатров. Причем новые сети открываются, как правило, кинопрокатчиками, что ставит под угрозу работу кинотеатров-одиночек.
По данным игроков украинского кинорынка, уровень посещаемости кинотеатров в Украине составляет 0,2 посещения на человека в год; общемировой стандарт в 10 раз больше (два-три посещения). И все же объем сборов (а значит, и активность зрителей) явно растет. Так, по данным компании «Киномедия» (рекламное подразделение холдинга, включающего кинопрокатные компании «Синергия», «Киномания» и сеть кинотеатров «Линия кино»), если первая серия трилогии «Властелин Колец», вышедшая в 2002 г., собрала в Украине 4,7 млн. грн., то второй фильм год спустя — почти 6 млн. грн., а третий в 2004 г. — 8,8 млн. грн. Самому кассовому фильму украинского кинопроката прошлого года «Троя» удалось выйти на 10,6 млн. грн.
По прогнозам директора ООО «Киномедия» Олеся Маляревича, объем рынка ($22-24 млн. по итогам прошлого года) в ближайшие пять лет будет увеличиваться на 25-30% каждый год, а список кинотеатров ежегодно будет пополняться 20-ю новыми. Сегодня, по данным Минкультуры, в Украине насчитывается 224 кинотеатра. Правда, участники рынка говорят, что половина этих кинотеатров не работает. Стремительный рост количества кинотеатров несколько понижает прибыльность каждого отдельного. «Количество кинотеатров увеличивается и соответственно посещаемость каждого кинотеатра падает, — объяснил Олесь Маляревич.— Если раньше средняя наполняемость кинотеатров в Украине составляла 50-60%, и кинотеатры получали сверхприбыли, то сегодня можно говорить о 20-30% наполняемости и рентабельности в 30%». Однако г-н Маляревич подчеркнул, что по мировым стандартам это хороший показатель, причем в ближайшие годы он не снизится.
Директор по кинопрокату украинской компании-дистрибутора IntWestDistribution Роман Мартыненко добавил, что одно- двухзальным кинотеатрам рано или поздно все равно придется закрыться. «В Украине еще мало многозальных кинотеатров (например, в Киеве шестью залами может похвастаться только «Баттерфляй Ультрамарин». — Авт.), — отметил г-н Мартыненко. — С приходом более «насыщенных» репертуаром многозальных мультиплексов устаревшие одно- и двухзальные будут вынуждены покинуть рынок. С учетом активного развития рынка таким кинотеатрам надо бояться больше всех — они будут вынуждены закрыться первыми. Недавно, кстати, так произошло в Каунасе (Литва): с открытием двух 11-зальных мультиплексов шести-восьми кинотеатрам с двумя залами пришлось прекратить работу». Правда, такой точки зрения придерживаются далеко не все. К примеру, директор столичного кинотеатра «Жовтень» (два зала) Людмила Горделадзе считает, что в ближайшее время опасаться нечего. «До момента, когда кинотеатры начнут закрываться, еще далеко, — отметила она. — Сейчас имеющихся столичных кинозалов (даже учитывая непереоборудованные. — Авт.) для Киева недостаточно. В советское время их было 70, сейчас — 50». По свидетельству г-жи Горделадзе, в прошлом году «Жовтень» обслужил 160 тыс. зрителей, что на 65 тыс. больше, чем в 2003 г. (тогда его посетили 95 тыс. зрителей).
Сегодня новым проекционным и звуковым оборудованием оснащено, по подсчетам операторов рынка, около 150 залов Украины (из примерно 300), причем 43 зала с новым оборудованием «прописаны» в столице (для сравнения: в США таких залов 34 тыс., а в соседней России — около 700). Несмотря на достаточно скромные «кинопоказатели» Украины отрасль растет быстро. К примеру, еще в 1998 г. современным звуком и изображением мог похвастаться один киевский «Кинопалац».
О росте доли залов, оснащенных новым оборудованием, свидетельствует и увеличение количества стартовых кинокопий. Если еще пять лет назад блокбастеры стартовали тремя копиями, то сегодня картины-лидеры уходят в прокат как минимум пятью десятками копий. Сами киношники объясняют это так: «Прибыль, полученная за тот или иной фильм, делится между кинопрокатчиком и кинотеатром пополам, при этом кинотеатр за кинокопию ничего не платит, — говорит г-н Мартыненко. — Так что дистрибуторувыгодней работать с наиболее успешными кинотеатрами, куда новая кинолента отправляется в первую очередь. И список таких кинотеатров ежегодно растет, что подтверждает улучшение уровня многих кинозалов».
Увеличивается и число компаний, желающих заняться дистрибуцией кинопродукта. По утверждению Романа Мартыненко, в Украине ежегодно появляются две-три такие компании. Однако выживают они с трудом. «В Украине работают основные представители ведущих мировых кинокомпаний (например, «Гемини» представляет в Украине ХХ Century Fox, «Киномания» — Warner Brothers, «Синергия» — Miramax и др.), — объяснил г-н Мартыненко. — Они работают по контракту и не вкладывают собственные средства в покупку права проката той или иной ленты. Независимые компании закупают фильмы на свои деньги, которые тяжело «отбить», поскольку украинский рынок пока в зачаточном состоянии и рентабельность этого бизнеса для кинопрокатчиков очень низкая (по оценкам компании «Киномедия», 3-7%. — Авт.)». В свою очередь кинодистрибуторы, прочно стоящие на ногах, развивают свой бизнес, строя целые сети кинотеатров. Например, компании «Синергия» принадлежит сеть «Линия Кино» (кинотеатр «Украина» (Киев), «Ореанда» (Ялта), «Космос» (Ивано-Франковск) и др.). Такая «хитрость» позволяет не только увеличить прибыль за счет совмещения в одном лице нескольких функций, но и осуществлять планирование репертуара исходя из своих интересов, в частности, ставить «свои» фильмы на удобные, «праймовые» сеансы. Как отмечают операторы рынка, эта тенденция сохранится и в будущем. Например, сейчас о своем кинотеатре подумывают и в компании IntWestDistribution.