Вчера в украинский прокат вышел пост-апокалиптический экшн «Безумный Макс: дорога ярости». В четвертой части франшизы гораздо меньше безумия и совсем нет Гибсона. И то, и другое не пошло фильму на пользу, но любителям жанра посмотреть скорее стоит, чем нет, считает побывавший на премьере корреспондент «і».
Первые три части культовой пост-апокалиптической франшизы «Безумный Макс», снятые австралийским режиссером Джорджем Миллером и принесшие известность Мелу Гибсону, вышли на экране еще в 1979-1985 гг.
Первая поставила рекорд по соотношению бюджет/касса — снятый всего за AUD400 тыс., он принес почти $100 млн. (рекорд по прибыльности был побит только в 1999 г. «Ведьмой из Блэр»). Вторая упоминалась среди любимых фильмов такими режиссерами, как Гильермо дель Торо, Дэвид Финчер, Роберт Родригес и Джеймс Кэмерон.
После выхода предыдущей части прошло 30 лет. Мало того, что сама идея делать продолжение пришла в голову создателя серии только в 1998 г., так еще и фильм, как это иногда бывает, оказался в «производственном аду». Поначалу по тем или иным причинам были проблемы с финансированием. В процессе стало понятно, что в фильме больше не будет Мела Гибсона — как из-за возраста, так и из-за других его проектов, да и сам Гибсон потерял интерес. Главная роль в итоге досталась Тому Харди. Съемки пришлось повторять дважды. Еще года полтора занял пост-продакшн.
Сам Джордж Миллер называет свой новый фильм «вестерном на колесах». Режиссер утверждает, что 90% трюков в фильме были сделаны физически — то есть, живыми людьми и на настоящей технике, без применения компьютерной графики. Для этого было задействовано около 150 каскадеров, включая актеров Цирка де Солей и Олимпийских чемпионов. Графика использовалась в основном для удаления следов страховочного и съемочного оборудования.
Почему в таком случае затянулся пост-продакшн? Из-за довольно сложного монтажа. Фильм содержит около 2700 смен плана, или примерно 22,5 в минуту. Нечто подобное можно было видеть в «Реквиеме по мечте» Даррена Аранофски, где катов тоже было больше 2000, при среднем показателе в большинстве фильмов — 600-700. Это придает фильму дополнительной динамики, хотя иногда и достаточно сильно напрягает зрение (а у опытных зрителей также вызывая ощущение, что быстрым монтажом пытаются прикрыть лажи съемок и декораций). Впрочем, напрягает в меру, ибо Миллер сильно вмешивался в частоту кадров — уменьшая ее, когда сам не понимал, что собственно происходит на экране. Иногда, наоборот, увеличивая.
С динамикой в фильме все действительно неплохо. Это крепкий олдскульный экшн или, как говорили у нас во времена первый частей, боевик. Еще неплохо с картинкой (что, впрочем, ожидаемо от фильма с бюджетом $150 млн.). Мрачные пустынные виды смотрятся весьма достойно, вызывая стремление туда поехать. Желательно на чем-то подобном тому, на чем разъезжают герои фильма. К конструкциям автомобилей дизайнеры подошли действительно креативно и разносторонне, о чем был наш вчерашний обзор. Не хватает разве что родной машины самого Макса — Interceptor («Перехватчик», в миру Ford XB Falcon 1974 г. выпуска) которая теперь появляется только эпизодически. Основное действие разворачивается вокруг War Rig, огромного тягача с прицепом-цистерной, который, впрочем, тоже весьма хорош.
С чем плохо — так это со сценарием и персонажами. Первый при должной лаконичности можно рассказать одним, максимум пятью предложениями. Радует, что по примеру третьей части в фильме присутствует социальная антиутопичность, но ее проработка, на мой вкус, недостаточна. Помимо простоты и определенной вторичности (одна коллега назвала фильм смесью «Дюны» с Carmageddon), немного раздражает также излишняя серьезность происходящего. Поначалу она была и в предыдущих частях франшизы, но постепенно там появился здоровый сарказм. Еще больше его в самой известной пост-апокалиптической серии компьютерных игр — Fallout, заимствования из которого тоже замечены. Здесь сарказма нет.
Персонажи не менее схематичны, чем сюжет. И если для второстепенных персонажей это нормально, то не для главного. При всем уважении к Тому Харди, мне кажется, что его игра не вытянула недостаточную проработку героя, и вообще его участие в происходящем. По сути, в новом «Безумном Максе» слишком мало собственно Макса, а имеющийся недостаточно безумен. Если б не название и предыдущие части, можно было бы даже сделать вывод, что на самом деле главный герой — императрица Фюриоза (Шарлиз Терон).
В свое время Миллер сознательно выбрал на роль Макса малоизвестного актера, с которым ни у кого ничего не ассоциировалось. Мел Гибсон (на тот момент единственным фильмом которого был «Летний город») пришел на прослушивание на следующий день после пьяной драки. Он ни на что не рассчитывал, явившись скорее за компанию со своим другом. Однако побитый вид, наоборот, понравился агенту, который решил, что «фильму нужны уроды». На собеседовании через две недели Гибсона, синяки которого к тому моменту прошли, даже не сразу узнали, но роль он получил все равно.
Сейчас все наоборот. «Безумный Макс» стал культовой франшизой, и сравнения новой части с предыдущими неизбежны. И с точки зрения главного героя они не в пользу новой части. И ладно если бы здесь пытались отвязаться от предыдущих частей — например, начав некую полностью новую сюжетную линию в этом же мире — но ведь это не так. Мотивация решений Макса простирается до самой первой части, а потому не позволяет абстрагироваться.
Впрочем, мнение автора идет вразрез с мнением большинства критиков. По данным Rotten Tomatoes, фильм получил 99% положительных отзывов, средняя оценка на основе 146 рецензий — 8,8 из 10. Поэтому читатель может списать изложенную выше критику на излишнюю придирчивость любителя первых частей серии и все же сходить и составить собственное суждение. Да и сам автор не откажется сходить на продолжения, которые появятся (один сценарий уже готов), если эта часть окажется финансово успешной — а так, скорее всего, и будет. Надеюсь, у персонажа Харди хоть немного поедет крыша к тому моменту.
Вам понравится, если: вы не видели первых частей Макса или это было так давно, что особо не помните деталей. Точнее, это не гарантия, но восприятие точно упростит.
Вам не понравится, если: образы героев у вас намертво привязываются к актерам, и вы не мыслите Безумного Макса без Гибсона, как Шерлока Холмса — без Ливанова. То же самое касается и автомобиля главного героя.
Мнение: (не подаем ввиду избыточной восторженности всех рецензий)
Важно знать:
— Одна из причин задержек со съемкой фильма — теракт в сентябре 2001 г. Впрочем, совсем не по этическим соображениям, а всего лишь потому, что американский доллар просел относительно австралийского, и бюджет стал слишком высоким. Еще одна причина — начало войны в Ираке в 2003 г.; фильм о безумных погонях в пустыне сочли неполиткорректным.
— Ходили слухи, что главную роль предлагали Хиту Леджеру («Горбатая гора», «Бэтмен: темный рыцарь»), но затем тот погиб от передозировки лекарств.
— В какой-то момент вместо обычного фильма было решено делать трехмерный анимационный, но затем режиссер передумал. 3D, впрочем, осталось в виде технологии.
— Если первые части снимались в Австралии, то из-за дождей съемки этой пришлось перенести в Намибию (по сюжету, действие разворачивается по-прежнему в Австралии).