Кинорецензия. «Превосходство» — фильм из стекла и тумана

15 июля 2014, 8:54
no image

Похоже, если Джонни Депп снимается в кино без шляпы — это плохая примета

«Превосходство» — дебютный фильм Уолли Пфистера, любимого оператора Кристофера Нолана — этим летом значилось в числе самых ожидаемых премьер. Обширный список звезд во главе с Джонни Деппом. Благодатная тема об искусственном разуме. Пусть и не обоснованная научно, надежда на то, что гениальность передается при творческих контактах на съемочной площадке — казалось, что Пфистер выдаст головоломку, интеллектуальную и эстетскую одновременно, в духе Нолана. Фильм и правда оказался в некотором смысле выдающимся, пришел к выводу познакомившийся с ним обозреватель «Экономических Известий».

Гениальный ученый Уилл Кастер (Джонни Депп без шляпы, поскольку в качестве атрибута гениальности ему надо предъявить зрителю всклоченную шевелюру) близок к завершению своего главного проекта: он строит суперкомпьютер, чей интеллект превзойдет интеллект всех жителей планеты. После одной из презентаций, куда его вытащила коллега и жена Эвелин (Ребекка Холл), в Уилла стреляет фанатик из организации луддитов, которые против слишком бурного развития технологий. Ранение пустяковое, но пуля была умащена полонием, так что жить ученому осталось пару месяцев.

Эвелин находит способ спасти сразу и мужа, и его незавершенный проект: она загружает сознание умирающего в суперкомпьютер. В этом месте мы прощаемся с Деппом. Дальше  он будет появляться в фильме лишь время от времени — в качестве говорящей головы, а порой и вовсе будет вселяться в чужие тела. Впрочем, не Депп делает этот фильм особенным.

«Превосходство» — кино выдающееся. В том смысле, что давно под видом блокбастера на мне предъявляли такой беспомощной режиссуры. Представьте себе, даже недавние «Трансформеры» — и те сделаны куда ловчее.  Мы можем не разделять вкусов Майкла Бэя, но у того есть режиссерские цели и инструменты — и они очевидны: пустить на ветер побольше денег, пиротехники и цифровых пикселей, выжав в итоге из пятилетнего зрителя: «Вау! Мама, папа, айда и на повторный сеанс!». У Пфистера цель единственная — вписать свое имя в титры в качестве режиссера. Это и нетрудно: плохой режиссер — все равно режиссер.

Когда крупным планом следовало бы взять вздернувшуюся бровь героини или выступивший на ее лбу холодный пот — нам показывают общий план пустыни с тысячами солнечных батареек. Первый раз это кажется довольно эффектным, но не настолько, чтобы я поняла, о чем вообще говорят люди, называющие этот фильм одним из самых красивых за последнее время. На десятый раз батарейки вызывают раздражение и недвусмысленно указывают на то, что режиссеру не только сказать, но и показать нечего.

Недалекое будущее и триумф компьютерных технологий изображается с помощью ангаров из стекла и бетона. Философскую подоплеку развлекательного фильма — туманные и занудные разговоры о конфликте человека и машин.

Киллиан Мерфи, Полл Беттани, Кейт Мара, Морган Фримен — кино нашпиговано звездами, занятыми в третьестепенных ролях. Ты весь фильм напряженно вслушиваешься в их редкие реплики: уж такие-то ружья должны выстрелить?! И тишина.

Тем не менее, «Превосходство» — очень поучительная история. О том, что каждому следует заниматься своим делом. Пусть бы Пфистер и дальше снимал резвящиеся в арке лучи солнца, а не умный летний блокбастер. Депп — паясничал в шляпе и гриме, вместо того, чтобы на правах говорящей головы озвучивать банальности под видом откровений. Ну, а людям лучше бы не тягаться с богом. Даже если Бог — самозванец.

Вам понравится, если: вас способны растрогать вещи вроде распускающегося прямо на экране подсолнуха.

Вам не понравится, если: у вас в жизни есть какое-нибудь странное хобби — например, пересмотреть все фильмы с Джонни Деппом. Или все, к которым имеет отношение Кристофер Нолан — он тут продюсер.

Мнение: «Главная приманка — участие Джонни Деппа — поначалу привлечет к фильму немало зрителей, но уже на второй неделе проката всем станет ясно: «Превосходство» — продукт для требовательной, эрудированной публики. Ради философских размышлений о том, что ждет человечество, если наделенные искусственным интеллектом машины начнут конкурировать с людьми, любителей попкорна в кино не затащишь», — Тодд МакКарти, The Hollywood Reporter.

Важно знать:

— Режиссер «Превосходства» Уолли Пфистер в 2011-м получил «Оскар» как лучший оператор — за фильм Кристофера Нолана «Начало». Среди тех, кто проиграл ему, был великий Роджер Дикинс (он тогда номинировался за «Железную хватку» Коэнов). До этого Пфистер-оператор выдвигался на «Оскар» трижды — и все за фильмы Нолана: «Бэтмен: Начало», «Престиж», «Темный рыцарь».

— Сценарист фильма Джек Паглен — тоже новичок. Это его первый полнометражный фильм. Во время написания сценария он советовался с женой — она, как и жена главного героя фильма, ученый. А когда сценарий был готов, Паглен, чтобы убедиться в его достоверности, провел совещание с нейробиологами: оно длилось 10 часов.

— С Джонни Деппом Уолли Пфистер познакомился в 2012-м, когда снимал для Пол МакКартни клип на песню «My Valentine».

— Пфистер вдохновлялся «Космической одиссеей» и «Зеленым сойлентом». Его кино преднамеренно старомодное не только по духу: он снял его на 35-миллиметровую кинопленку, принципиально отказавшись от цифровой камеры.

— Бюджет фильма составил 100 миллионов долларов.

— Оригинальное название фильма — «Трансцендентность» (Transcendence).

Transcendence1 Економічні новини

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи