Наблюдения с церемонии: счастливчики и неудачники, тенденции и казусы, победители и проигравшие в основных номинациях на «Оскаре-2015».
«Левиафан» Звягинцева без «Оскара», Эдвард Нортон без штанов, статуэтки в главных актерских номинациях достаются ослепительно рыжим и другие чудеса в обзоре «Экономических известий», посвященном главной кинематографической ночи года.
Триумфатором церемонии, взяв 4 из 9 потенциальных статуэток (и все — в престижных номинациях!) стал «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. А вот «Охотник» Беннетта Миллера не получил ни одной — хотя номинировался аж в пяти. Меньше наград, чем можно было рассчитывать, получили «Отрочество» Ричарда Линклейтера (всего одну при 6 номинациях) и «Американский снайпер» Клинта Иствуда (6 номинаций — и всего одна статуэтка в итоге, да и та за монтаж звука). А теперь подробности.
Лучший фильм: «Бёрдмэн». «Идея фильма была довольно сумасшедшая, и я очень рад, что моя команда поверила в это», — признался Иньярриту, получая награду. Триумф «Бёрдмена» неудивителен — это, во-первых, крепкий производственный роман, пусть и не о сталеварах, а об актерах, а во-вторых, большой мастер-класс по основным кинематографическим ремеслам — все, от оператора до тех, кто подает ему штативы и линзы, демонстрируют тут вершины мастерства. Есть и бонус: фильм очень увлекательный. В центре сюжета — пожилой актер, который сыграл в молодости супергероя, прославился в Голливуде, а теперь мечтает покорить Бродвей с собственной театральной постановкой. Это так же весело, как «Весь этот джаз». И так же умно, как «Адаптация».
Майкл Китон в фильме «Бёрдмэн».
Лучший режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту — за фильм «Бёрдмэн». У него же (и еще четырех соавторов) статуэтка за лучший оригинальный сценарий.
Лучший оператор: Эммануэль Любецки за фильм «Бёрдмэн». Мексиканский мастер уже получал «Оскар» в прошлом году — ровно за те же фокусы, которые он проделывает и в «Бёрдмэне»: награжденная в 2014-м «Гравитация» начиналась 17-минутной сценой без единой монтажной склейки, «Бёрдмэн» и вовсе весь выглядит одним планом (немногочисленные склейки затейливо закамуфлированы, самый длинный план в фильме — 15 минут, большинство — в пределах 10 минут, за раз снимали по 15 страниц сценария с диалогами — и все это на ходу, на бегу, с чувством, с толком, с расстановкой).
Актеры-лауреаты Оскара-2015: Патриция Аркетт, Дж.К. Симмонс, Джулианна Мур, Эдди Редмейн.
Лучшая мужская роль: Эдди Редмейн за роль физика Стивена Хокинга в фильме «Теория всего» («Вселенная Стивена Хокинга»). Одна из немногих номинаций, где в этом году была интрига: с той же вероятностью получить золоченого человечка мог сыгравший роль бродвейского актера, утратившего молодость, блеск и величие, Майкл Китон. У 33-летнего британца Редмейна это была первая номинация на «Оскар» — и сразу победа (в отличие, например, от Брэдли Купера, который в этот раз номинировался уже третий год подряд — за роль в фильме «Американский снайпер» Клинта Иствуда, — но снова вынужден был изображать радостные аплодисменты для соперника).
«Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я все-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc²», — рассказывал Хокинг о том, как сделал свою «Краткую историю времени» бестселлером. Создатели фильма поступили еще радикальнее, превратив жизнеописание кембриджского профессора в лавстори и использовав формулы лишь в качестве декоративного орнамента.
Вообще, «Оскаром» не мешало бы отметить и самого физика — он все время был на слуху и на виду в последний год. Во-первых, байопик. Во-вторых, чтобы разобраться в сюжетных хитросплетениях фильмов «Интерстеллар» и «Патруль времени», необходимо было освежить в памяти его книгу «Краткая история времени», а картина «Лучшее во мне» и вовсе начинается с того, что главный герой листает томик Хокинга. Вдобавок к этому в 2014-м физик заявил, что не прочь сыграть злодея в бондиане. Да и в жизни уже почти 50 лет Хокинг играет непростую роль несгибаемого жизнелюба, которому даже смертельная болезнь нипочем. Между тем, в интервью он признается: «Меня часто спрашивают, как вы себя чувствуете с амиотрофическим боковым склерозом. Ответ простой — не очень-то».
Эдди Редмейн со Стивеном Хокингом на премьере фильма «Теория всего» и на экране в образе знаменитого британского астрофизика.
Лучшая женская роль: Джулианна Мур за фильм «Все еще Элис». Снова в кадре профессор (на этот раз лингвистики). Снова неизлечимая болезнь — тут солирует Альцгеймер. Болезни в этом году на «Оскаре» были в тренде. Прибавьте к Альцгеймеру и амиотрофическому склерозу шизофрению, которой, вероятно, страдал герой Стива Каррела в «Охотнике на лис» (номинация за лучшую мужскую роль). Герой Роберта Дювалла из «Судьи» (номинация за лучшую мужскую роль второго плана) на глазах зрителей медленно, но с достоинством умирает от рака. Ну и, что греха таить, гомосексуальность Алана Тьюринга (фильм «Игра в имитацию» и номинация для Бенедикта Камбербэтча) при жизни гениального математика в Великобритании считалась не только преступлением, но и заболеванием, с которым боролись с помощью гормональной терапии. Как вы уже заметили, ученые на «Оскаре-2015» тоже были в избытке. К уже упомянутым добавим еще и миллиардера Дюпона из «Охотника на лис»: по крайней мере сам себя он считал орнитологом.
Джулианна Мур в фильме «Все еще Элис».
Лучшая мужская роль второго плана: Дж. К. Симмонс за роль чокнутого профессора консерватории и руководителя студенческого джазового оркестра в фильме «Одержимость» (Whiplash). Брызжа слюной, изрыгая яд и маты, исполняя балетные па своими страстными дирижерскими руками, герой Симмонса превратил в захватывающий триллер фильм о рутинных репетициях ученического оркестра, а одного своего ученика-барабанщика — в гения.
Среди проигравших Симмонсу — сплошь достойные парни, включая 84-летнего Роберта Дювалла (его номинировали за фильм «Судья»). Особенно жаль, что без статуэтки остался Эвард Нортон, который ее давно заслужил. Впрочем, случались с ним недоразумения покрупнее: в фильме «Бёрдмэн», благодаря которому актер оказался в номинантах, Нортону довелось появиться на люди не только без «Оскара» (кстати, на самой церемонии этот трюк повторил ведущий Нил Патрик Харрис, выйдя на сцену в исподнем).
Дж. К. Симмонс в фильме «Одержимость» и уступивший ему «Оскар» Эдвард Нортон в фильме «Бёрдмэн».
Лучшая женская роль второго плана: Патриция Аркетт за фильм «Отрочество». Ричард Линклейтер снимал это кино почти 12 лет — в смонтированном виде неизбежное выглядит еще и стремительным: без помощи гримеров Аркетт, играющая несчастную женщину и счастливую мать, стареет, полнеет, обзаводится отеками и морщинами буквально на глазах. Но «Оскар» ей полагается не только за смелость, а еще и за отменную игру. В этой номинации ей не было равных. А ведь там была даже Мэрил Стрип, номинированная за роль ведьмы в сказке «Чем дальше в лес». Впрочем, это была уже ее 19-я номинация (абсолютный рекорд): кажется, если за год Стрип успеет сняться только в рекламе стирального порошка — ее все равно выдвинут.
Патриция Аркетт в фильме «Отрочество».
Лучший фильм на иностранном языке: «Ида» Павла Павликовского (Польша). Готовящаяся стать монахиней героиня узнает, что она еврейка, ее семья стала жертвой Холокоста, а попытки разобраться с личной историей легко могут превратиться в испытание веры.
«Левиафан» Звягинцева (ранее получившей в «иностранной» категории «Золотой Глобус») остался ни с чем. Если в двух словах, это был фильм о том, что Бог ушел с российских земель и из православных храмов. Можно было бы пошутить: видно, и из президиума Американской киноакадемии тоже. Но «Ида» — кино не менее достойное: если и проигрывать — то ему. Оптимисты добавляют: американцы отдают «Оскар» русским (или советским) только накануне грандиозного шухера, когда в воздухе натурально пахнет волной. Пусть Звягинцев остался без «Оскара», зато и у всех нас есть надежда повременить с третьей мировой.
Лучший грим, лучшие костюмы, лучший художник-постановщик: «Отель «Гранд Будапешт»» Уэса Андерсона. В этих трех номинация других победителей никто и не ожидал. Достаточно взглянуть на макияж Тильды Суинтон в роли ветхой старушки и ее платье с орнаментом под Густава Климта.
Тильда Суинтон в фильме «Отель «Гранд Будапешт»».
Лучшие визуальные эффекты: «Интерстеллар» Кристофера Нолана. К слову, у фильма было аж пять номинаций, но все «второплановые»: кроме принесшей статуэтку — Лучший звук (награда досталась «Одержимости»), Лучший монтаж звука (победил «Снайпер» Иствуда), Лучшая работа художника-постановщика (награда у «Отеля «Гранд Будапешт»»), Лучший саундтрек (снова «Отеля «Гранд Будапешт»», композитор — Александр Депла).
Спецэффекты затмили в «Интерстелларе» обладателей «Оскара» (за другие фильмы) Мэттью МакКонахи и Энн Хэтэуэй.
Лучший документальный фильм: «Гражданин четыре» (Citizenfour) Лоры Пойтрас, которой однажды на электронную почту стали приходить зашифрованные письма (о том, что Большой Брат следит за всеми и тому имеются доказательства) от анонима Citizenfour — им оказался Эдвард Сноуден. «Я с тех пор, как посмотрел, не захожу в интернет», — так прокомментировал присуждение награды фильму кинокритик Станислав Зельвенский.
И правильно. Лучше — в кино. Прямо сейчас в украинских кинотеатрах показывают «Вселенную Стивена Хокинга», а с четверга стартует прокат обделенного в этом году «Оскарами», но оттого не менее интересного «Охотника на лис».