Режиссер Гарет Эдвардс сталкивается с двумя напастями – огромными монстрами и огромным бюджетом.
Четыре года назад режиссер Гарет Эдвардс дебютировал с микробюджетным фильмом «Монстры» про любвеобильных инопланетных каракатиц. Он создал его за 15 тысяч долларов (львиная доля значащегося в официальном досье полумиллиона пошла на рекламу). Чтобы снять разрушенные города, следил за новостями и мчался на место очередной катастрофы в поисках подходящей натуры. Монтировал кино в собственной спальне на ноутбуке. Результат собрал лавину положительных отзывов, а Эдвардсу предложили сделать очередную версию «Годзиллы» и дали на это 160 миллионов долларов. Как с этим справится наш герой? Все на просмотр картины второй! «Экономические известия» уже побывали на премьере.
1999 год. День рождения у американского инженера японской атомной электростанции Броди (Брайан Крэнстон, звезда сериала «Во все тяжкие») не задался. Подозрительная сейсмическая активность обернулась катастрофой и гибелью его жены (Жюльет Бинош).
2014 год. Броди-старший живет в Японии и превратился в местного сумасшедшего: он не вылезает из радиоактивной зоны в поисках объяснений случившемуся 15 лет назад. Когда за очередной приступ любопытства его загребли в участок, из Америки за ним приехал подросший сын (Аарон Тейлор-Джонсон). Следом за ним подтянутся и главные действующие лица: Муто (гигантские комары, питающиеся радиацией) и, собственно, Годзилла. И, как положено, пойдут клочки по закоулочкам.
Копеечных «Монстров» Эдвардса хвалили за то, что пришельцы в там были всего лишь затравкой для роуд-муви с элементами романтики. В «Годзилле» режиссер пытается повторить тот же трюк и делает главными людей. Для этого (и, вероятно, еще для того, чтобы разделаться поскорее с гигантским бюджетом) нанимают первоклассных актеров: Жюльет Бинош – чтобы убить ее героиню минуте на третьей; Дэвида Стрэтэйрна – чтобы он хмуро смотрел то в камеру, то в мониторы; оскаровскую номинантку Салли Хокинс – чтобы она пару раз удивленно приподняла брови и однажды смахнула слезу умиления. Крэнстона в расход пускают тоже довольно скоро.
Хорошие актеры, которым нечего играть, лишь подчеркивают убогость сюжета. Вот вам пример. Главного героя в исполнении Аарона Тейлора-Джонсона (обросший гигантскими мышцами Вронский – зрелище, бесспорно, заслуживающее внимания) сделали сапером. Сразу понятно, какой будет кульминация, да? Ему нужно будет обезвредить какую-то бомбу и спасти человечество. И точно, людям пришлось самим спасаться от боеголовки, с помощью которой они хотели уничтожить мутантов. С полчаса саперная бригада ищет ее, чтобы отключить рубильник. Нам показывают, что до взрыва – пять с небольшим минут. Сапер теряет сознание, его увозят. И все. Больше про бомбу – ни слова.
Ладно, кто, в конце концов, ходит на фильмы про гигантских ящериц за вдумчивым сценарием и сюжетной логикой? Как тут насчет зрелища? О, компьютерная графика – отличная. И чудовища тоже. И заглянуть им умудрились и в глаза, и в пах. Даже во внутренности. А с каким аппетитом они глотают железнодорожные вагоны, точно это семечки. А как живописно осыпаются небоскребы под их тяжестью. Красота. Но давайте начистоту. В чем тут прецедент? Бывают ли вообще фильмы за 160 миллионов, в которых жертвы и разрушения не выглядят впечатляющими. Даже в украинском фильме «Вий», снятом за жалкие 26 тысяч долларов, вымысел обрисован более чем эффектно.
Гарет Эдвардс реанимировал положительный имидж Годзиллы (тут он снова хороший), но уничтожил свой, сняв совершенно беспомощный фильм и не оправдав выданных ему авансов. Впрочем, его «Годзилла» в некотором роде – выдающийся фильм. В 1998-м американскую версию японской классики снял Роланд Эммерих. И его тогда освистали. Теперь же в каждой второй рецензии на «Годзиллу» Эдвардса пишут о том, что фильм Эммериха был смешной, остроумный и вообще такой хороший и приятный.
Эдвардс же тем временем на обвинения в свинцовой серьезности и пафосе отвечает с еще большими серьезностью и пафосом: «Мне кажется, в подобном фильме юмор будет смотреться глупо. Ну чего нам, скажите на милость, веселиться, когда по миру шастают исполинских размеров монстры и крушат все подряд? Я был очень рад, что меня не заставляли делать из этой истории клоунаду. А то сейчас почему-то никто не готов воспринимать кино без юмора».
И с его последним высказыванием трудно не согласиться. Особенно, когда речь о ящерках и комариках.
Вам понравится, если: у вас есть дети, помешанные на динозаврах, или вы сами еще не достаточно выросли.
Вам не понравится, если: если вы считаете непозволительной роскошью тратить два часа жизни на бессмысленное зрелище.
Мнение: «Несколько сцен «Годзиллы» – в общей сложности минут 15–20, например, коллективный парашютный прыжок – сделаны по-настоящему здорово. Но фильм, к сожалению, идет не 15 минут, а все 120. И на остальные 105 минут свежее видение автора не распространяется – это обычная голливудская штамповка, которая заставляет задаваться обычным вопросом: почему нам приходится ради нескольких ярких эпизодов терпеть все эти тягомотные предварительные ласки?», – Станислав Зельвенский, afisha.ru.
Важно знать:
– На главную роль вместо Аарона Тейлора-Джонсона приглашали Джозефа Гордона-Левитт.
– Работа над фильмом была непростой. Сценарий неоднократно переписывали. Продюсеры покидали проект, ссылаясь на творческие разногласия.
– Спецэффекты для свежей «Годзиллы» делали мастера, работавшие прежде над вымышленными персонажами, пейзажами и ландшафтами для фильмов «Властелин колец» и «Звездные войны».
– Мимику Годзиллы сыграл Энди Серкис, ответственный за ужимки и повадки таких культовых героев, как Кинг-Конг, Смеагол и Голлум из фильмов Питера Джексона.
– «Годзилла» Гарета Эдвардса – уже 29-й фильм о гигантской ящерице. Его премьера приурочена к 60-летия с момента появления оригинальной ленты.