Оксана Мась покажет в рамках 55-й Венецианской биеннале «Квантовую молитву». Для Glasstress она залила расплавленным стеклом разогретый до 400 градусов автомобильный двигатель. Получившееся настолько поразило организаторов, что они взяли на обложку каталога изображение проекта.
— Чья была идея твоего участия в этом проекте?
— Я так замучилась с прошлым Венецианским биеннале (Оксана Мась представляла Украину на 54-м биеннале с проектом Post-vs-Proto Renaissance, собрав фрагмент Гентского алтаря из модулей-яиц с изображением грехов. — Авт.), что думала, что никогда уже на подобное участие не решусь. Mironova International Art Group ставит очень правильную задачу: брать украинское искусство и интегрировать его в мировое. Они совместно с фондом UART вышли на Glasstress, взяли на себя все организационные аспекты.
На фабриках одного из венецианских островов, Мурано, создавались произведения Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Марка Шагала, Александра Колдера, Ле Корбюзье, Ханса Арпа, Лучио Фонтана. Glasstress — самый крупный проект, который идет параллельно Венецианской биеннале, они привлекают очень многих художников для создания объектов из знаменитого муранского стекла.
Украина впервые участвует в этом проекте, но в перспективе организаторы хотят даже предусмотреть гранты или возможность резиденции для молодых украинских художников. Когда мне предложили поучаствовать в Glasstress, было страшновато. Там такие имена участников этого года: та же Заха Хадид. Была большая ответственность, я продумывала 49 вариантов проекта.
— Сорок девять?
— Да, я всегда так работаю. У меня дома целые папки работ, которые никогда не сделаю, потому что просто не успею. Когда посмотрела проекты участников этого года, то захотела освободить стекло, чтобы оно текло так, как ему хочется, чтобы стекло победило. Решила остановиться на двух вариантах, с железяками: «Пространство вариантов» и «Квантовая молитва».
Для «Пространства вариантов» хотела взять останки старых военных кораблей, и чтобы по ним стеклянные кубы, разных красивых цветов, как бы стекали, чтобы было ощущение, что войну надо заканчивать. Весь мир погряз в конфликтах, но все-таки красота победит — такая идея.
— Почему «железяки» с военных кораблей, а не с танков или снарядов, к примеру?
— Я из приморского города, Венеция тоже на море… Все-таки морские государства друг друга лучше понимают, да и море связывает, объединяетвсе человечество. Самолеты, конечно, сейчас больше кораблей выполняют эту функцию. С одной стороны, этот всепобеждающий дух морей, а с другой — старые страшные железяки. «Пространство вариантов» — всегда есть возможность дойти до войны, но есть и огромное количество возможностей сделать массу политических ходов и погасить конфликт.
— Расскажи подробнее о проекте, который нашел воплощение, «Квантовая молитва».
— Слово «квантовый» — из будущего, молитва — из патриархального настоящего. Мы, люди, не находимся все время в одном позитивном потоке сознания, мы все время где-то спотыкаемся, совершенствуемся, чего-то просим. Мы не верим в то, что созданы достаточно совершенными и нам просить ничего не надо, а надо просто соответствовать этому мирозданию. И мы все время не соответствуем — из-за жадности, злости, еще каких-то черт характера, нам все время некомфортно, неуютно.
Но «Квантовая молитва» — это будущее сознания людей, для нее не существует никаких границ, ни этнических, ни религиозных, ни физических. Поскольку она — на уровне квантов — проникает везде. Мне хотелось, чтобы стекло текло прямо по двигателю. Но получилось гораздо большее: когда разогрели двигатель до 400 градусов и сверху налили на него стекло 1200 градусов, то сам двигатель начал течь, как вода, потоки алюминия и стекла смешивались. «Квантовая молитва» показала, что для нее препятствий не существует.
— Как отреагировал двигатель на душ из расплавленного стекла?
— Мы сами не ожидали, что это будет так эффектно. Как мне говорили адепты, поскольку двигатель из алюминия с кремнем, то он начнет плавиться только при нагревании до 800. Ничего подобного, при 400 уже начал течь. Проект настолько поразил организаторов, что они предложили мне выделить целый зал и сделать еще четыре таких объекта, залив их уже цветным стеклом.
— Вы уезжали из Венеции, когда стекло еще до конца не застыло. Насколько итоговый результат отличается от задуманного?
— Если взять эскиз и сравнить с тем, что получилось — практически одинаково. Когда ты находишься в квантовом потоке, ты чувствуешь по-другому, хотя мы до сих пор этого не осознаем.
— Тема двигателя возникает у тебя не впервые. Ты их и кожей обтягивала, и золотом украшала…
— Мне нравится механика. Двигатель — часть материального мира, сделан человеческими руками, по сути, он воплощение мирового прогресса. Ведь когда придумали двигатель внутреннего сгорания — появились автомобили, самолеты и поезда — и человечество ускорилось. Но квант быстрее всего придуманного человеком. «Квантовая молитва» плавит двигатель, показывая, что хрустальные, сделанные из хрупкого стекла, ценности оказываются сильнее и ценнее всей вашей механики, всего того, что вы создали разумом и руками.
Я очень четко всегда чувствую, как у меня работают оба полушария. Когда мне надо, могу включить любое. Могу все организовать, но, конечно же, мне в миллион раз приятней работать в мастерской, там я чувствую легкость необыкновенную. А когда мне надо делать что-то связанное с условиями жизни на этой планете, физическими, социальными, я включу другое полушарие, тоже все сделаю как надо, но болею потом, мне надо пару дней отдохнуть, чтобы зайти в мастерскую. Зато когда работаешь в мастерской — какое это чувство свободы, колоссальнейшее ощущение!
— Планируешь продолжать проект Post-vs-Proto Renaissance, с которым ты участвовала на прошлой Венецианской биеннале, а потом показывала «Алтарь наций» в Киеве на Софийской площади и в Одессе?
— Не планирую, а продолжаю. В Венеции было всего 8 фрагментов, сейчас уже 20. Сейчас создаю мощную интернет-платформу. Любой человек, зайдя туда, сможет нарисовать свое видение и стать участником проекта. По его эскизам мы будем разрисовывать пока в Одессе, в мастерской, а дальше посмотрим.
Я хочу, чтобы все люди со всего мира могли рисовать, создавать произведения искусства. Я сделала вывод, что художник мешает развитию искусства своей жадностью, предвзятостью и другими личными негативными качествами и проблемами, это потом уже галеристы и кураторы выискивают, корректируют и направляют.
К примеру, проект Glasstress способствует развитию мирового искусства: они собирают лучших художников мира, предлагают им непривычный материал, стекло, появляются новые произведения, которые потом занимают места в музеях. Нестандартные условия на самом деле заставляют художников как-то думать иначе, тем самым развивать искусство.
Пора создавать проекты, мобилизующие творческую энергию всего человечества. И если уж совсем фантазировать, то представив себе межпланетную выставку, где от Марса одно произведение, от Венеры другое, а от планеты Земля будут именно те произведения, которые собраны всем человечеством, а не какого-то одного художника.
Ведь даром творчества владеет каждый человек. Это априори, это даже не обсуждается. Мы люди, мы не звери, а культура является самой главной отличительной чертой, которая есть у людей. Это факт. Творческое начало есть по рождению, я хочу вытащить у человека то настоящее, что заложено уже по определению того, что он человек.
— Есть еще какие-нибудь грандиозные задумки?
— Придумала еще купол Ван Гога сделать: звезды, вселенная…
— Это все будет воплощено на куполе с помощью компьютерных технологий или выписано руками?
— Хотелось бы ручками. Интернет он, конечно, всех нас соединил, но при этом и разъединил, потому что каждый может сидеть дома один, «шариться» по всему интернету и как бы быть со всеми вместе. Но мне хочется, чтобы люди, физически разделенные интернетом, соединялись произведением искусства.