К 90-летию Киевского национального музея русского искусства до 30 ноября в нем будет развернута экспозиция классической живописи, получившая интригующее название «Скрытые сокровища». Действительно, посетители музея смогут познакомиться с редкими, мало выставлявшимися, но очень интересными полотнами, написанными известными мастерами, среди которых особого внимания достойны монументальные портреты, насыщенные особой энергетикой ушедших времен. Холсты удачно дополняет и скульптура прошлой эпохи.
Все представленные картины, а их в экспозиции «Скрытые сокровища» насчитывается не так уж и много — всего около 30 работ, как ни удивительно, заняли на выставке целых пять залов первого этажа музея. Дело в том, что основу нынешней коллекции составляют именно масштабные полотна, для восприятия которых необходимо много «воздуха» и света. Впервые после реставрации на выставке можно увидеть два шедевра древнерусской сакральной живописи конца XVI — начала XVII вв.: это иконы «Спас «Ярое Око» и «Богоматерь Тихвинская в окружении Святых и сцен жития».
Особого внимания заслуживают художественные произведения художников академического направления в русской живописи второй половины ХІХ в. Прежде всего это полотна Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского. У Котарбинского поражает его глубочайшее проникновение в историческую плоть и умение передать то мистическое настроение, которым наполнены его картины. Живописец, будучи по происхождению поляком (он родился 30 ноября 1849 г. в городе Неборов Варшавской губернии), но со временем проросший корнями в киевскую землю, при помощи тончайших смысловых и цветовых оттенков воссоздает атмосферу античности, древнего Египта и Рима. Трудно поверить, что художественная карьера Котарбинского складывалась крайне непросто. Отец категорически воспротивился такому будущему своего сына и прекратил всяческую денежную помощь на обучение профессии. Двадцатилетнему юноше не оставалось ничего иного, как уехать из родного дома в Италию и самостоятельно, на свой страх и риск, поступать в римскую Академию художеств имени Святого Луки. Дальнейшие обстоятельства сложились удачно. Талантливого молодого художника заметили, и Варшавское общество изящных искусств выделило ему стипендию на обучение. Котарбинский недолго заставил ждать отдачи, очень быстро завоевав весомый авторитет среди мастеров и учеников Академии Святого Луки. За написание картины «Вулкан приковывает Прометея к скале» он был удостоен золотой медали. А вскоре и получает звание «Художника первой степени» за свою реалистичную историческую картину «Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы». В дальнейшем сюжетами для картин Котарбинского, вдохновленного итальянской и европейской культурой, становятся преимущественно библейские, исторические и мифологические сюжеты и образы. Так бы и остался модернист и символист Вильгельм Котарбинский достоянием сугубо западноевропейской культуры, если бы не знакомство в 1887 г. с братьями-художниками Александром и Павлом Сведомскими, переросшим в крепкую дружбу. От них он научился русскому языку, а затем они же пригласили его в Киев для участия в росписи Владимирского собора. Котарбинский работал над росписями храма Святого Владимира в течение 1887-1895 гг., причем занимался росписью совместно с Павлом Сведомским. Вместе они создали 18 огромных картин и 84 отдельные фигуры, в частности, в южной части храма — «Тайная вечеря» и «Вход в Иерусалим», а в северной — «Распятие» и «Суд Пилата». Кстати, эти работы Котарбинского не подписаны, поэтому их принадлежность пришлось устанавливать, ссылаясь на свидетельство его современника, талантливого писателя и публициста Владимира Дедлова, да и при помощи метода исключения. Дедлов — это псевдоним, образованный из названия вотчинной деревеньки выходца из семьи остзейских немцев, ставшего пламенным русским патриотом. Настоящую его фамилию Kuhn когда-то исковеркали, записав как Кигн. Вот и стал он известен, как Кигн-Дедлов. По меткому наблюдению Владимира Кигн-Дедлова, творческий тандем Cведомского и Котарбинского любопытен уже самим фактом своего существования. «Они «спелись» до такой степени, что позволяли себе делить даже саму живопись, без ущерба для картины в целом,— рассказывает писатель.— В литературе такое сотрудничество бывает, притом довольно часто. Классическими примерами могут служить Эркман и Шатриан, братья Гонкуры. А в живописи я бы не смог указать другого такого случая». В последние годы и до самой смерти 4 сентября 1921 г. Вильгельм Котарбинский жил в доме Эмилии Праховой на Трехсвятительской улице.
Очевидно, что в свете современных событий в Украине особой контекстуальной аурой окружена одна из наиболее харизматичных картин, представленных в экспозиции «Скрытые сокровища»,— это полотно Павла Сведомского «Юлия в ссылке», написанное в 1882 г. Юлия Старшая, запечатленная на картине Сведомского,— это единственная родная дочь римского императора Октавиана Августа. Октавиан контролировал каждый шаг своей дочери, желая, чтобы она стала образцом знатной римлянки, но все случилось как раз наоборот. Своенравная Юлия, не раз выходившая замуж и, как правило, без любви, не считала нужным беречь супружескую верность, хотя исправно и постоянно рожала детей. Многочисленные романы будоражили весь Рим. Сохранились описания ее участия в ночных оргиях на римском форуме. Ходили слухи, что она одаривает своими ласками многих мужчин из разных знатных фамилий. Конечно, Август знал о ее похождениях, но слишком любил дочь, чтобы наказывать. Однако, в конце концов, чаша терпения переполнилась, и Юлия была арестована. Ее обвинили в разврате и предательстве, а также в покушении на отцеубийство. Только за одно последнее преступление ее ждала жестокая казнь: по римским законам отцеубийцу зашивали в мешок с собакой, змеей и петухом и сбрасывали в Тибр. Тем не менее Август все же сжалился над Юлией, заменив смертную казнь ссылкой. Правда, ее условия были крайне жесткими. Юлия высылалась на остров Пандатерия (современное название Вентотене), площадь которого составляла менее 1,75 кв. км. На остров, не имея личного разрешения Августа, было запрещено ступать любому человеку.
В портретной части выставки наиболее сильным произведением представляется великолепное огромное полотно кисти выдающегося художника Константина Маковского, изображающее графиню Ржевусскую с дочерью. Мастеру всегда изумительно удавались детские образы, и на этом холсте трудно отвести глаза от невероятного до фантастичности живого лица девочки из прошлого. Среди пейзажей на выставке следует выделить очень сильные — «Закат солнца зимой (Рыбацкое село)» Юрия Клевера и «На Черной речке у Боржоми (Кавказ)» Арсения Мещерского. Эти виртуозные по исполнению полотна отсутствовали в Русском музее более 20 лет, находясь в столичном Мариинском дворце. В этом же ряду, безусловно, ценное и редчайшее уже по своей тематике полотно гениального мариниста Ивана Айвазовского «Волга около Жигулевских гор».
Примечательно, что в запасниках Киевского национального музея русского искусства хранится большая часть музейного собрания, которая насчитывает около 12 тыс. произведений. Таким образом, из многотысячной коллекции в постоянной экспозиции находится только лишь малая ее доля, представленная несколькими сотнями работ. Собственно, эта причина и побудила организаторов выставки «Скрытые сокровища» показать широкой общественности кое-что из фондов — вынести в публичные залы интересные, но в силу ряда причин редко демонстрируемые шедевры, порой полузабытые или совершенно неизвестные.