Русская и украинская правды пугают и захватывают.
Сделать глубокий глоток, а лучше два забористой украинской правды предлагает Лесь Подервянский. Первый спектакль по произведениям классика «датского кацапизма» увидел свет полтора года назад. Лесь объединил усилия с режиссером Андреем Критенко, проживающим ныне в Германии, ради постановки эпической трагедии «Павлик Морозов», от которой, по словам мэтра, должно «зі стін лайно посипатися». Авторы считают, что наша «провинциальная, переполненная совковыми мифами страна не должна все время убаюкивать себя вышиванками и раздумьями о соловьиности и калиновости. А иногда иметь мужество посмотреть в зеркало, чтобы понять, кто мы, что мы и что делать. А шокирующее и брутальное искусство должно нам в этом помочь».
Спустя год коллеги поставили не менее шокирующие и брутальные «Сны Василисы Егоровны». Алкоголики и похотливые люмпены, Шекспир и трехэтажный мат, Мыкола Вересень и Андрей Середа из «Кому Вниз», а также сам маэстро за кулисами — что еще нужно?
1, 25-26 ноября, 19:00. Кинотеатр «Кинопанорама». Цена билетов: 150-500 грн.
Есть такая психологическая игра — в правду. Когда группа товарищей уславливается говорить правду и ничего кроме правды. Нет, я не о залах суда, и не о политических ток-шоу. Помните игру, которую устроили в «Вечернем Квартале» Владимир Зеленский и Елена Кравец? «Дорогой, ты спал со своей секретаршей?» — «Ложились ли мы в постель, засыпали и видели сны? Нет, дорогая, конечно, не спал!» Вот это и есть игра в правду!
Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич и Ирина Апексимова, в отличие от «квартальных», не доводят психологическую забаву до абсурда. В спектакле «Игра в правду» они дают сермяжные ответы на насущные вопросы интимно-бытового и мировоззренческого характера. И все равно получается смешно. Ведь автор пьесы — француз, а значит без юмора и будуара никак.
Чтобы мы поверили окончательно и растворились в персонажах бесповоротно, французская история русифицирована. Друзья юности Марк, Гена и Толя — такие же, как и мы, пост-совки: бизнесюк, зажиточный автослесарь и лузер-интеллигент. Шерше ля фам — и вуаля! — мужики в присутствии общей институтской пассии выворачивают потроха души наизнанку. А мы получаем новую серию «О-чем-говорят-мужчины», только на театральных подмостках. Звездно, как в кино, жизненно, как в сериале — таково кредо московского «Независимого театрального проекта».
8 и 9 ноября, 19:30. Национальный драматический театр им. Ивана Франко. Цена билетов: 200-1750 грн.
Иные московские гости не столь обласканы телеславой, в полтора раза моложе, но не менее любимы на малой родине. В «Студию театрального искусства» в здании старой фабрики родичей Станиславского, того самого, ходят угоститься чаем с вареньем, а также — русской театральной психологической школой, слоган которой, как известно: «Не верю!» Вряд ли это ирония судьбы, скорее, спланированная акция: «студийцы» будут выступать в Киеве одновременно с «проектовцами», но не в украинской, а в русской драме. На сцене оной молодые артисты дадут «Игроков» Гоголя.
Никакой правды, сплошное надувательство — речь же о карточных шулерах. Их бесчестные личины кто только не надевал. Луи де Фюнес — во французской версии, Калягин и Гафт у Виктюка и Олег Меньшиков — у себя же. Вторая вещица «студийцев» тоже увлекает мыслями о нравственных основах бытия. «Marienbad» по роману Шолом-Алейхема — это поток писем на курорт и обратно с историями о брачных аферистах, ревностью мужей, оскорбленностью жен и бесконечными сплетнями. Остановить этот мутный поток легко: просто перестать вскрывать конверты. Но адская переписка уже стала наркотиком. Вот и я себе каждый день говорю: не читай «фейсбук», не гадь в «комментах», не «тролли» ближнего своего. Ан нет! Хотя бы на время спектакля отключу смартфон.
8-11 ноября, 19:00. Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки. Цена билетов: 100-800 грн.
Автор: Гомер Сковорода