Джанго ждет вас с винтовкой в руках

no image

Встали, оторвали ягодицы от офисных кресел и домашних диванов и пошли смотреть «Джанго освобожденный». Чем быстрее — тем лучше. Такого не было давно.

Людям с нездоровым сердцем смотреть противопоказано — может случиться инфаркт. На эмоцию меня раскрутить не просто. С такими же разбушевавшимися  чувствами я выходил  после просмотра Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» черт знает сколько лет назад.

Фильм  о тех, кто не скулит, а способен поднять  задницу и отстоять важные для него вещи. Он и о тех, кто так же яростно воюет за свое рабство, как другие воюют за свободу. Такой вот парадокс.

Кстати, недаром вспомнилась «Кукушка». Обе ленты на одну тему: люди не хотят мириться с несвободой, с унижением их и даже чужой личности и готовы борьбе за это рисковать и жертвовать жизнью. Только сумасшедший дом  в «Кукушке» – это откровенная метафора. А у «Джанго» — прочный реалистичный сюжет с несколькими неожиданными поворотами.

Если в двух словах, то во времена рабовладельчества главный герой освобожденный  из рабства негр Джанго (Джейми Фокс) борется за то, чтобы вызволить из неволи свою жену, с которой его разлучили рабовладельцы. Ему помогает некий белый ненавистник рабства врач Кинг Шульц (Кристоф Вальц).

Обстоятельства сложились так, что им приходится обманывать жесткого рабовладельца Келвина Кэнди (Леонардо ДиКаприо). Им это не удается. Поэтому происходит кровавая перестрелка-побоище. Джанго же освобождает жену, но его друг Кинг Шульц погибает.

Приходилось слышать, что это какое-то социальный заказ. Фильм якобы эксплуатирует попсовые представления о временах рабства, все там, дескать,  было не так однозначно, не все рабовладельцы были извергами. О хороших рабовладельцев уже есть выдающееся кино – «Унесенные ветром». Пусть будет и о плохих.

Но на самом деле сам первичный материал имеет второстепенное  значение. Если мастер берется за дело, то даже экранизированная  передовица в газете «Правда» перестает быть просто передовицей.

Так и здесь — американский материал в руках режиссера и сценариста Квентина Тарантино выходит далеко за пределы Америки. Он и для нас, и о нас, непутевых, которые никак не могут избавиться комплекса национальной и человеческой неполноценности.

К черту политкорректность и деликатность! Чернокожих персонажей их белые собственники там не называют афроамериканцами, а наоборот — «черножопые», «макаки» и тому подобными «ласковыми» именами. Кровь там льется реками и, несмотря на некоторую картинность, убийства выглядят непривлекательными.

Но это кино так и влияет на эмоции потому, как  оно настоящее, со всеми непривлекательностями,  встречающимися нами  в жизни. И главные герои там отнюдь не ангелы. Джанго спокойно позволяет затравить негра-раба собаками, хотя мог бы и помешать этому. Но помощь рабу может стать преградой в  поиске жены Джанго.

А для нас, украинцев, там есть отдельный персонаж. Слуга  рабовладельца (Сэмюэль Джексон), не просто ненавидит тех, кто стремится вырваться из неволи, но и активно борется с такими.

Конечно, откровенного рабства у нас уже нет. Но психология никуда не делась. И наши соотечественники, которые воюют за чуждые им интересы и за свою несвободу, так похожи на того старого холуя-негритоса. Кажется, достаточно лишь смыть с него черный цвет  и получится типичный хохол-малоросс.

Слышал, что в Штатах какие-то деятели призывают бойкотировать творение Тарантино из-за все той же неполиткорректности. Узнаю об этом и думаю, как они еще жизнь не бойкотируют из-за ее несоответствия их политкорректным представлениям. В повседневной жизни политкорректность дело, конечно, важное, но к искусству она должна применяться с большими оговорками.

Жизнь, как всегда, сложное и неоднозначное. И, пожалуй, самым сильным искусством является то, которое дает нам высокие чувства и устремления, но далеко не всегда заботится о политкорректности.

Итак, скорее бегите за билетами. Боец «Джанго» ждет вас с винтовкой в руках. Не пожалеете.


Все статьи